Авторизация

×

Регистрация

×

Разговор об еврейском образовании

13 сентября 2016 / Главная / Журнал / Слово еврея
search
1455023597

В сентябре все школьники и студенты вновь вернулись к учебе. И когда как не сейчас стоит завести разговор об еврейском образовании.

В современном мире перед родителями и перед самими учащимися, нередко возникает вопрос: поступать ли в религиозное учебное заведение – в иешиву, – или же посвятить изучению Торы время, свободное от получения образования в школе или в университете?

В Талмуде в трактате Брахот сказано, что все же, большое количество наших единоверцев следуют подходу рабби Ишмаэля, согласно которому, еврею следует изучать Тору наряду с производственным трудом, ведь сказано было в книге Дварим: «И соберешь ты зерно свое».

При выборе религиозного или светского образования, или же гармоничного сочетания двух данных типов постижения мира, можно вспомнить известную дискуссию на эту тему между рабби Ишмаэлем и рабби Шимоном бай Йохаем, который, как мы помним, сидел в пещере и посвятил всю свою жизнь только лишь изучению Торы.

Стоит обязательно помнить, что Всевышний уготовил каждому из нас свой путь, и, выбирая между подходом рабби Ишмаэля и рабби Шимона бай Йохая, опираться на наш собственный уровень духовной готовности к реализации того или иного подхода, попытаться трезво оценить свои таланты, способности и черты характера.

Ни для кого не секрет, что еврейские семьи всегда стремились дать своим детям самое хорошее образование, но издавна существовала проблема, как совместить преподавание традиционных предметов с общеобразовательными, притом так, чтобы преподавание было качественным и в «светской» и в религиозной части.

Сегодня по всей стране ведут работу школы с еврейским этнокультурным компонентом, и, слава Богу, мы видим, что интерес к такому образованию не ослабевает.

Благодаря многолетним усилиям администраций таких школ, их учителей и поддержке спонсоров общины, каждый год, родителям, для которых важно сформировать в своих детях чувство принадлежности к еврейству, дается прекрасная возможность обучать их традициям и истории еврейского народа в соответствующих учебных заведениях.

В результате мы видим, что многие наши выпускники посвящают свою жизнь административной и просветительской работе в системе еврейских общин, причем иногда в самых разных частях планеты. Это очень важная, ответственная и благородная  миссия. Но, конечно, многие выбирают и «обычные» профессии, никак не связанные с религией или общинной деятельностью.

Также сегодня при наших общинах, кроме школ с этнокультурным компонентом, ведут свою работу воскресные школы для детей, вечерние колели для мужчин, женские клубы и образовательные молодежные программы. Посещая их, участники не просто получают новые знания в области еврейской истории и религии, но и становятся частью общины, воспитывают в себе еврейское самосознание, без которого невозможно будет сохранить наследие наших праотцов.

В заключении стоит сказать о том, что мы все обязательно должны помнить: еврейская жизнь просто немыслима без изучения Торы и приближения через ее мудрость к Творцу, ведь именно изучение Торы помогает нам победить наше «плохое начало». Об этом прекрасно сказано в Талмуде: «Творец создал йецер а-ра (дурное начало в человеке), и Он создал Тору для лечения от него».

Александр Борода
Об авторе
Александр Борода, Раввин, Президент Федерации еврейских общин России, генеральный директор и основатель Еврейского музей и Центра толерантности, член Общественной палаты РФ
Читайте также

Оставить комментарий