Глава Торы “Мецора” подробно рассказывает о различных видах проказы, которые могли поразить человека, его одежду и дом в наказание за грех злословия. Рамбам пишет, что это заболевание было сверхъестественным и служило “знаком и чудом в народе Израиля, чтобы предостеречь их от злословия”.
Это наказание было многоэтапным. Сначала “изменялись стены дома, … если продолжал грешить, изменялись все изделия из кожи в доме”. Следующим этапом была порча на одежде злословившего. Если и этого оказывалось недостаточно, проказа поражала само его тело, и он был “обречен на уединение, так что больше не вел нечестивых бесед”.
Эта последовательность несчастий должна была убедить человека, что все это не случайно, что Всевышний дает ему знаки, предостерегает, чтобы уберечь от греха.
Тем не менее, тот, кто не хотел верить, мог искать естественное объяснение происходящему, ведь в конце концов чудо облекалось в природные рамки, оставляя упрямому возможность утверждать, что тут нет ничего сверхъестественного.
Здесь проявляется различие между мировоззрением еврейским и общечеловеческим. Евреи называются “верующими, сынами верующих”. Согласно их взгляду на мир, не только сверхъестественная проказа является проявлением “десницы Б-жьей”, но и вообще все, что происходит в мире, даже самые обыденные вещи – все подчиняется Б-жественному Провидению.
Общечеловеческий же взгляд на мир, предполагает, даже допуская существование Творца, поиск рационального объяснения всему. Даже очевидному чуду.
Вера еврея утверждает, что подобно тому, как проказа явно служила определенному назначению, точно так же любая вещь обладает заданным Свыше предназначением. Это относится и к тому, что кажется злом. Ведь от Него не может исходить ничего плохого, а значит, и в неприятности также заложено добро. Подобно тому, как, согласно рассказу в Мидраше, при разрушении пораженных проказой домов еврее находили замурованные в стенах сокровища.
Источник: https://ru.chabad.org