Раввин Борух Клейнберг рос в те времена, когда о своей национальности лишний раз не говорили. Но его семье удалось сохранить еврейские ценности. Сейчас он, отец пятерых детей, сотрудник Департамента кашрута при Главном раввинате России и руководитель общины «Сокол-Аэропорт», делает всё для того, чтобы наше поколение продолжало открыто соблюдать еврейские традиции.
– Реб Борух, расскажите о своём детстве. Вы родились в религиозной семье?
– Мне повезло – я родился и вырос в семье, где еврейские традиции составляли основу жизни. Поэтому с ранних лет я знал о том, что такое синагога, отмечал еврейские праздники, у меня была Бар-мицва. Несмотря на это, еврейство в нашей семье носило «полуподпольный» характер, что для советского времени неудивительно. В синагогу меня не брали, дабы не вызывать нездоровый интерес и не создавать проблем. Родители всегда говорили, что дома – одно, а в школе – другое. Хотя в Малаховскую синагогу мне всё-таки посчастливилось заходить по Субботам, когда мы оставались там на даче неподалёку.
– Как вы получали еврейское образование?
– Перед Бар-мицвой папа приглашал домой молодого человека, который учил со мной Тору. После окончания школы папа начал брать меня на хасидские фарбренгены , стараясь больше вовлекать в традиционную жизнь, к тому же я начал изучать иврит. Но о том, что я соблюдающий еврей, я скрывал. В институте, а учился я в МАДИ, один из немногих московских институтов, куда был открыт путь евреям, приходилось решать непростые проблемы с Субботой, а на время праздников я «исчезал» или резко «заболевал».
В 1987 открылась ешива «Томхей Тмимим Любавич», в то время ещё находившаяся не в Софрино, а в Марьиной роще, где я проучился два года. В 1990 г. я поехал к Ребе в Нью-Йорк на осенние праздники, там я остался учиться, – сначала в ешиве в Morristown, а затем в центральной ешиве «770». Там же сдал экзамены на диплом раввина.
– Когда вы вернулись в Москву?
– В Россию я приехал уже с женой в 1995. Сначала преподавал в Ешиве, поработал на сайте jewish.ru– интернет тогда только набирал обороты.
С момента создания Департамента кашрута начал работать там, параллельно преподавал в «Колеле», занимался Мицва-танком. Работы хватало!
– Как зародилась идея создать общину «Сокол-Аэропорт»?
– Инициатива, как и во многих случаях, исходила от главного раввина России р.Берла Лазара. В 2005 году было решено, что все шлухим, раввины-посланники Ребе, должны заняться общинной деятельностью. Пора было расширять горизонты и строить еврейскую Москву. На собрании каждый должен был выбрать себе район для нового московского «Бейт-ХаБаДа».
– Почему вы выбрали именно Сокол?
– Я хорошо знал этот район благодаря учёбе в МАДИ. Постепенно, шаг за шагом, мы начали собирать людей.
– Как вы их искали? В 2006 интернет ещё не был таким популярным.
– Искал по базам, которые распространялись на дисках, искал людей по именам, фамилиям. Кого-то приводил из МЕОЦа. С новыми технологиями всё гораздо проще, но когда есть желание, Всевышний помогает.
– В чём особенность вашей общины?
– Наша община в первую очередь – местная. Она создавалась для евреев, которые живут от неё в шаговой доступности не более получаса ходьбы. Ведь почти вся еврейская жизнь происходит по Субботам и праздникам, а ездить, по известным причинам, в эти дни запрещено. Вот, например, чтобы из района Сокол пешком добраться до МЕОЦА, необходимо потратить около полутора часов в одну сторону. По еврейским меркам – вполне нормально. Но приближающимся людям тратить столько времени на дорогу, тем более – пешком, сложно.
Поэтому, в идеале, синагога нужна почти в каждом районе.
– Жена помогает вам в работе?
– Конечно, у нас, как говорится, «семейный бизнес». Моя супруга Голда проводит уроки, устраивает встречи для женщин. Как же без этого!
– Чем вы занимаетесь в Департаменте Кашрута?
– Я отвечаю за состав продуктов, а именно – проверяю ингредиенты и технологию изготовления продуктов, которые проходят процесс кошерной сертификации. Состав продуктов и технология производства – очень тонкая вещь. Иначе говоря, основываясь на отчете раввинов, которые выезжают на производство, и данными, предоставленными технологами предприятия, готовлю окончательное заключение на русском языке о возможности кошерной сертификации их продукции.
– Какие у вас планы?
Недавно мы переехали в новое помещение, которое расположено в жилом комплексе «Аэробус», после почти годовых поисков. Кроме встреч суббот и праздников, на данный момент у нас действуют еженедельные занятия отдельно для мужчин и женщин, работает программа для молодежи «EuroStars», проходят уроки иврита, мы осуществляем доставку кошерной еды на Шаббат.
В ближайших планах – открытие детского клуба, проведение различных культурных встреч, ну и конечно – достучаться до евреев, живущих поблизости. А таких, если поискать, немало. У нас камерная обстановка, люди знают друг друга, всё очень по-домашнему. Мы стараемся быть искренними и открытыми для всех!
Более подробней о планах и программах общины можно найти на сайте общины ТАКИ-ДА.РФ.
Штерна Сара Белькина
Я очень рада, прочитав эту статью. Ведь Борух – мой двоюродный племянник, сын моей двоюродной сестры. Его мать и мой отец- родные сестра и брат. Я несколько раз была в Москве в семье у его родителей. Мне очень там нравилось. Я там впервые слушала еврейские песни. И сейчас уже 15 лет в Курске руководила еврейским хором. Почему в прошлом? Любители еврейских песен были людьми пожилыми и постепенно уходили в мир иной. Молодёжь, несмотря на неоднократные приглашения, так и не пришла.