Вечером 20 сентября (29 элула) иудеи всего мира начинают праздновать Рош ашана – день, означающий наступление нового года по еврейскому календарю. В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны:
«Дорогие друзья!
От всего сердца поздравляю вас с Рош ашана – с новым 5778 годом!
Обычно мы говорим, что считаем годы «от сотворения мира». Но на самом деле отсчет лет ведется от того дня, когда Б-г создал первого человека. И это вовсе не от гордыни: наоборот, таким образом мы вновь благодарим Г-спода за дар жизни, принимаем на себя Царство Б-жие и объявляем, что наша цель в этом мире – выполнять волю Создателя.
Когда мы смотрим на мир вокруг нас, мы видим величайшее разнообразие явлений, вещей и живых существ. На первый взгляд кажется, что во всем этом нет системы, нет порядка, или его очень мало. Но стоит нам вспомнить, что мир и мы сами суть творение Б-га единого – мы понимаем, что всё на свете взаимосвязано, каждое творение занимает строго определенное место в грандиозной гармонии Мира Б-жьего. Без любого, даже самого малого создания, мир неполон. И тем более эта истина справедлива в отношении человека – завершения и вершины акта Творения!
Но в тот момент, когда мы признаём, что мир есть законченная система, что он создан Творцом по единому плану – мы тем самым напоминаем себе, что у человека есть задачи в этом мире и на нем лежит ответственность за сохранение Б-жественной гармонии. Даже больше – ответственность за ее преумножение! Ведь Г-сподь недаром создал мир с элементами несовершенства: тем самым он дал человеку возможность улучшать свое окружение, не просто служить Б-гу, но становиться Его партнером, встать рядом с Ним! Именно человек как партнер Б-га может и должен раскрыть Б-жественность в этом мире, сделать мировую гармонию явной. Какой подарок может быть более драгоценным, чем право внести личный вклад в построение Мира Б-жьего?!
Надо помнить, что это право и эта ответственность предложены не только человеческому роду в целом, но каждому из нас индивидуально. Недаром Б-г сотворил сначала одного человека – в то время, как всех остальных живых существ Он создавал сразу большими группами. Каждый из нас получает от Создателя свое личное задание – и одновременно силы и возможности, чтобы это задание выполнить.
В осознании этого заключена главная идея Рош ашана. Каждый из нас в эти дни вспоминает, что всё в мире от Б-га, что именно Он подарил нам этот мир и эту жизнь, и что дары эти мы обязаны использовать в соответствии с Его планом. Каждый из нас подводит в эти дни итоги сделанного в истекшем году и дает обещание в году наступающем сделать еще больше, чтобы добавить красоты и радости в этот мир, в жизнь наших ближних.
И дай Б-г, чтобы эти наши дела и обещания удостоились благословения от Вс-вышнего, чтобы наступающий год действительно стал для каждого из нас добрым и сладким, чтобы все мы удостоились хорошей записи и подписи в Книге жизни!»
История праздника:
С Рош ашана начинается новый виток еврейского календаря и отмечается день зарождения Вселенной. В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы и читать специальные молитвы раскаянья (слихот). В это время, более чем когда-либо, опасаются причинить вред другому человеку и пытаются загладить вину перед тем, кого случайно или злонамеренно обидели. По традиции, накануне Рош ашана жертвуют деньги для бедных более чем обычно.
Одной из важнейших заповедей праздника является трубление в шофар. Заповедь сопровождается слушанием сочетаний трех видов звуков, извлеченных из шофара в определенной последовательности.
Рош ашана наступает с того момента, когда еврейские хозяйки зажигают праздничные свечи, сопровождая это особыми благословениями. После вечерней молитвы в каждом еврейском доме накрывают праздничный стол.
Сладкие халы и яблоки с медом символизируют надежды на сладкий и хороший год. Голова рыбы предназначена для того, чтобы каждый присутствующий за столом мог пожелать другому – чтобы в хороших делах «быть головой, а не хвостом». Плод спелого граната и множество его зернышек напоминает иудеям о полноте заповедей Торы и том, как важно наполнить наступающий год хорошими делами.
Читайте также