Сказано в Мидраше, что Моше спросил у Всевышнего, зачем Он дал евреям Тору: ведь они находятся в вещественном мире, а значит, увлекшись достижением физических благ и решением материальных проблем, легко могут отдалиться от того, что предписано Б-гом. Ответил ему Творец: “Я дам им заповедь о цицит – глядя на них, народ Израиля всегда будет помнить о Торе и заповедях”.
Цицит – это кисти на углах четырехугольной одежды (напримет, талита). Гиматрия – числовое значение – слова цицит ציצית равно 600, и вместе с восемью нитями и пятью узлами, из которых состоит каждая их четырех кистей, получается 613 (600+8+5) – именно столько, сколько всего заповедей в Торе.
Упоминание о заповеди цицит находится именно в главе Торы “Шлах”: “Чтобы делали они себе кисти на краях одежды своей… и, глядя,…будете вспоминать все заповеди Б-га”.
“ЭТОТ” И “ТОТ” СВЕТ
В том объяснении, которое дает Мидраш, есть одна неясность, а именно: если кисти – цицит – обеспечивают народу Израиля память обо всех заповедях Творца, то какую функцию в еврейской традиции играет талит – та самая четырехугольная одежда, по углам которой вплетены эти кисти?
За ответом на этот вопрос обратимся к Скрытой Торе – учению хасидизма: Но для начала нам придется познакомиться с понятиями “окружающего” и “наполняющего” Б-жественного Света.
Тот факт, что Свет назван “наполняющим”, указывает на то, что этот свет ограничен. Он способен спускаться от Всевышнего в наш мир, облекаясь в предметы и явления, доступные для человеческого восприятия. Благодаря этому качеству Б-жественного Света человек может контактировать с Всевышним, понимая и принимая Его сосудами своего интеллекта и чувств. Результатом такого контакта становится объединение Света с человеком до такой степени, что они становятся единым целым. Этот феномен подобен усвоению пищи организмом.
Название “окружающий” говорит о том, что этот Свет превосходит способности человека к постижению и ощущению – он не может быть принят внутрь, поэтому можно сравнить его с надеванием одежды, как сказано: “Окутан Ты Светом, словно плащом” (Теилим 104:2).
СПЛЕТЕНЬЕ ДВУХ ЛУЧЕЙ
Оба эти вида Б-жественного Света находят выражение в заповеди цицит. Ткань талита, к которому прикреплены кисти, служит одеждой – и соответствует “окружающему Свету”. А вот сами нити кистей, свисающие с углов талита, соответствуют “Внутреннему Свету”, который способен спускаться вниз – в наш материальный мир.
Согласно заповеди цицит, кисти, вплетенные на углах талита, должны именно свисать с него. Этот факт, разумеется, связан с духовным смыслом данной заповеди. Сами кисти (отделенные от талита) не только не напоминают нам ни о чем, но и вообще не являются заповедью. И лишь только присоединенные к талиту кисти цицит, которые еврей берет в руки и целует, произнося благословение, – становятся заповедью.
ВЫШЕ РАЗУМА ТОЛЬКО ВЫСШИЙ РАЗУМ
Вот как эта особенность поясняется в каббалистических книгах. Дело в том, что в любом обращении Всевышнего к народу Израиля, в каждом законе и в каждой заповеди можно найти определенную логику, то есть оценку бесконечного Высшего Разума, произведенную нашими ограниченным интеллектом и чувствами – это и есть результат действия Наполняющего Света.
Но источник любой заповеди – это Сам Творец, несомненно, находящийся вне сферы человеческого понимания и мироощущения. А это уже соответствует Свету Окружающему.
Но не будем забывать, что цель кистей – напоминать сынам Израиля обо всех 613 законах Торы, а это значит, что все без исключения заповеди устроены подобно цицит. А именно: все, что исходит от Всевышнего, бесконечно удалено от человеческих представлений о разумности и логичности (как “талит”), и лишь отдельные отблески Его Мудрости, спустившись (как кисти – “цицит”) до уровня наших ограниченных возможностей, принимают “разумную” и “логичную” для людей форму.
НЕ БУДЕМ МЕЛОЧИТЬСЯ!
Знакомясь с еврейской традицией, человек зачастую задает себе вопрос: как зможно жить по законам Торы, если это противоречит принятому сегодня в мире порядку вещей? Как можно закрыть свой бизнес на субботу и праздники, если конкуренты-неевреи и так уже “дышат в затылок”? Как в разгар делового дня высвободить время для послеполуденной молитвы Минха? Как не совершить воровства и обмана, не нарушить прав другого, если именно так “торгует” весь мир?
Ответ на этот вопрос содержится в конце отрывка о цицит – именно той заповеди, которая, хотя и “спускается” вниз, но при этом прочно связана с “верхом” на такой высоте, которая недоступна для человеческого разума: “Я – Б-г Всесильный ваш, который вывел вас из страны египетской”. Это означает, что когда еврей ради исполнения воли Творца игнорирует аспект целесообразности, идущий от его собственного понимания законов логики, то Всевышний поступает с ним так же, не соизмеряя меру добра с естественным порядком вещей, степенью его заслуг и т.п.
(По материалам беседы Ребе в субботу главы “Шлах”, 5713 (1953) г.)
Изложение р-на Д.-Б. Байтмана