Как сказали наши Мудрецы, человек называется “миром в миниатюре”, и все, что есть в мире, существует также и в микромире – в человеке. В частности, это проявляется в том, что человек включает в себя четыре аспекта, соответствующие четырем “царствам” (минералы, растения, животные и люди), которые находят проявление также в его духовной жизни как уровни постепенного возвышения.
Начальная ступень – это уровень царства минералов. Ее идея – пассивное восприятие при отсутствии индивидуальной прогрессивной динамики, что в принципе соответствует периоду младенчества и раннего детства в жизни человека.
От “минерала” человек поднимается до “растения”. На уровне этого царства из одного злакового зернышка вырастает целый колос, несущий множество зерен, и из одного семени вырастает дерево, приносящее множество плодов. У человека это проявляется в том, что воспринимаемое им и изучаемый им материал подвергается обдумыванию и обработке, приобретая многомерность осознания, и, насколько только возможно, используется им для собственного развития.
С этого уровня, по прошествии времени, и приложив существенные духовные и физические усилия, можно подняться до уровня “царства животных”. Для человека это будет проявляться в способности преодолевать собственное естество, если оно несет нежелательные свойства, а также воздействовать на собственное окружение, и, помимо этого, в способности менять место пребывания и не быть привязанным к своему окружению.
Но и это еще не высшая ступень, и нужно все равно стремиться достичь уровня еще более высокого, а именно – “царства людей”. Людям, помимо имеющего отношение к актуальным вещам чисто практического мышления, присущего и животным, многие из которых (лиса, например) известны своей хитростью и практической сноровкой, присуща также способность мыслить отвлеченно. И это должно проявляться даже в духовной жизни человека: в том, чтобы он не удовлетворялся изучением лишь предметов, необходимых для того, чтобы знать, что делать, а что не делать. Но чтоб он занимался также познанием Творца (как сказано: “Знай Б-га отца твоего”), относящимся к области “внутренней Торы”, которая в нашем поколении раскрывается и разъясняется в учении хасидизма.
Как понятно из вышесказанного, началом человеческих деяний является возвышение от уровня “минерала”, ограничивающегося лишь восприятием, к разряду “растения”. В календарном цикле это начало соответствует дню Ту-Бишват, Новому Году деревьев (как сказано в Торе: “Человек – древо полевое”), от которого мы переходим к Новому Году животных (первый день месяца Элул, который во времена Храма служил, аналогично Ту-Бишвату, точкой отсчета, необходимой для отделения десятины от годового приплода домашнего скота), и затем – к Новому Году человечества (Рош-Ашана), сущность которого заключается в провозглашении Всевышнего владыкой мироздания.
Источник: http://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1404098