«Я шла к еврейству долго, для меня это были и процесс и цель»
Маша Ольшанская – основательница проекта Abilities Agency – агентства талантов для людей с ограниченными возможностями. Это проект о том, как показать истинную красоту души, несмотря на то, что происходит с телом, и о том, как вдохновлять людей делать то, что прочим кажется невозможным и жить полной жизнью. Маша – человек – вдохновение, в ее устах самая невероятная идея кажется легко осуществимой.
Израиль считается страной стартапов. Ты согласна?
Израиль – очень технологичная страна, все пронизано духом хайтека. Известный анекдот: «два еврея – три мнения» тут не кажется смешным. Здесь живут идейные люди: все постоянно оспаривают чужие точки зрения и ищут свою истину. Это влияет на возникновение новых идей, на то, чтобы они заработали. Еще до алии, во время масы я активно нарабатывала связи, да и сейчас продолжаю этим заниматься. Мне вообще кажется, что в Израиле это более развито, чем где-либо еще.
Сколько за свои 28 лет ты открыла стартапов, и когда был первый?
Первый был еще во время учебы в университете. И он не удался, но многому научил. У меня все четко по статистике: из десяти стартапов – только один успешный. Зато другие проекты до сих пор работают.
Где учатся стартаперы?
Мой еврейский папа считал, что единственное, что он может дать мне жизни – это образование. А еще, что никогда не знаешь, какие именно знания могут пригодится. Поэтому еще в школьные годы я закончила курсы программирования и вэб-дизайна, психологии и ораторского искусства, журналистики и испанского. Во время учебы на факультете Глобальных процессов МГУ, учила еще несколько языков в России и за рубежом и прошла интенсивный курс продюссирования кино и телевидения в Америке. Я до сих пор продолжаю постоянно чему-то учиться, но никакие знания никогда не помогут, если не начать действовать!
Что для тебя значит еврейство?
Быть евреем для меня – значит ответить на вопрос «Кто ты?». Отец, стопроцентный еврей, к вопросу еврейства относился равнодушно, но никогда своего происхождения не скрывал. На Песах бабушка откуда-то всегда доставала мацу. Но зачем она нужна никто не объяснял. Мама у меня русская, и думать о прохождении гиюра я начала лет с пятнадцати.
Но я все откладывала, даже когда приехала в Израиль. Хотя на масе частично соблюдала некоторые еврейские заповеди и традиции. В какой-то момент мне прямо сверху это пришло. Друг сказал мне: хватит откладывать, иди и сделай это прямо сейчас, и я пошла на пробное занятие гиюра. Мне удалось присоединиться к группе, которая занималась уже 4 месяца. Это было ровно накануне Шавуота – дня получения Торы. И это стало для меня знаком. Я прошла гиюр за несколько недель до нового Шавуот. И через год принимала Тору уже еврейкой.
Что изменилось в твоей жизни и мировоззрении?
Тяжело дать грань до и после – я шла к еврейству долго, для меня это был процесс. Я не думаю о своем еврействе, оно – моя часть и все. Еще мне кажется, что даже в духовной жизни надо ставить себе цели и достигать их.
Сейчас я скорее думаю о том, что значит быть израильтянкой. Израильтяне любят и умеют получать удовольствие от жизни. У них очень интересное совмещение западного и восточного менталитета. Они всегда готовы если не помочь, то хотя бы познакомить с тем, кто сможет. И ни один разговор в Израиле не проходит без придумывания или обсуждения какой-то новой бизнес идеи. Но самое важное – здесь нет такой идеи, которая бы кому-то показалась неосуществимой. При это люди реально готовы делать очень многое для пользы общества. Именно поэтому в Израиле так развито социальное предпринимательство.
Расскажи про понятие социального предпринимательства?
Это когда у тебя есть гениальная идея социально-ориентированного проекта, но ты понимаешь, что она должна приносить доход, хотя бы для того, чтобы самоокупаться и существовать. У каждого социального предпринимателя есть какая-то генеральная миссия, которой он следует всегда и ради которой вообще начинает действовать.
Соцпредпринимательство должно масштабироваться просто потому, что его задача принести добро как можно большему количеству людей. Например, если я сегодня зарабатываю доллар, то я могу помочь только одному человеку, и когда завтра я заработаю еще доллар, то опять смогу помочь только одному человеку. А если я научусь зарабатывать сто долларов, то я смогу помочь уже ста людям. Социальный предприниматель учится зарабатывать больше денег, чтобы помочь большему количеству нуждающихся в помощи – в этом разница и с классическим бизнесом, и с некоммерческим сектором. Последний работает по принципу: «Сегодня деньги есть, а завтра не дали», что плохо для любого дела. Социально-ориентированный бизнес независим, у него есть собственная бизнес-модель, окупаемость, возможность развития, расширения и масштабирования.
В чем твоя социальная миссия?
Мне кажется, что моя социальная миссия – вдохновлять людей на изменения в жизни. Я предлагаю людям инструменты, чтобы они могли меняться. Главное, что я не навязываю эти изменения, а просто даю возможность выйти за рамки их привычного мировоззрения, выйти в новое пространство, посмотреть по-другому на себя и свои возможности. В SAGE – «Школьники за продвижение глобального предпринимательства» в России дети учатся быть предпринимателями (в том числе и социальными) и запускать свои проекты. Первым шагом в этом процессе является борьба с российским стереотипом, что «предприниматель – плохой», а «бизнес – это нечестные деньги». Но главное, подростки начинают верить в себя и свои идеи, начинают любить то, чем занимаются, дают волю своей креативности и деятельной энергии, которым мог бы позавидовать любой взрослый.
Почему ты решила заниматься проектом Abilities Agency?
У меня нет никакой личной истории связанной с инвалидностью. Есть стартап SAGE (Школьники за продвижение глобального предпринимательства), благодаря которому я всю жизнь смотрела на то, как старшеклассники всего мира успешно запускают свои предпринимательские и социальные проекты.
На Масе «Меламедия» был курс социального предпринимательства. Я пришла на курс с ощущением того, что почти все и так знаю. Но в таких курсах самое главное – это вдохновение и «пинок». Преподавал Алекс Шмидт из организации PresenTense, которая специализируется на социальном предпринимательстве. По итогу курса мы должны были защитить собственный по возможности работающий проект. Идея агентства долго зрела, а тут появилась необходимость запустить его именно сейчас, не откладывая на очередной бесконечный срок. И я начала действовать.
Нессия Фердман – еще один прекрасный преподаватель «Меламедии» порекомендовала мой проект на грант CAF Russia для реализации его в России. Это дало даже не деньги, а ответственность и осознание того, что я должна это делать. Я искала моделей в Москве, и у меня не получилось их найти – никто не откликнулся. Кроме того, грантодатели познакомили меня с Линор Горалик, и она стала моим консультантом и наставником. Правда она на тот момент находилась в Тель-Авиве, а я как раз летела туда на свою вторую Масу. Поэтому несмотря на неудачу в России мы решили попробовать запустить проект в Израиле. Она познакомила меня с нужными людьми и посоветовала применить «метод челночной дипломатии». Мы написали всем, что нам не хватает только их, а остальные уже согласились. Назначили день съемки и стали ждать. И все пришли: модели, фотографы, дизайнеры, визажисты. Нам было важно сделать «прототип» говоря языком хайтека, чтобы наглядно показать людям, что наша идея вполне реальна и осуществима. А дальше началась работа по развитию проекта, которая продолжается и по сей день.
В чем задача Abilities Agency?
Изначальной целью проекта было создание агентства талантов для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы хотели решить проблему социальной изоляции в мире моды и рекламы для особых моделей. При этом, главным отличием от немногих существующих подобных проектов является то, что мы не делаем акцент на недостатках тех, для кого создаем портфолио. Мы фокусируемся на их сильных, привлекательных сторонах. Мы показываем компаниям способ создавать качественный̆ и красивый рекламный материал, проявляя социальную ответственность.
Abilities Agency показывает красоту. Красоту в жизненной истории. Красоту в умении правильно себя подать, в харизме, в том, как человек любит жизнь и борется за нее.
Разве модель и красота могут быть не идеальны? Мы показывали, что могут, и что в этом – истинная красота. Красота – в искренности эмоций. Когда люди искренне плакали перед фотоаппаратом, раскрывая себя, получались невероятные, живые снимки.
Как проходит работа с моделями?
Каждая фотосессия состоит из двух частей. В первой части с особыми людьми работает фото-психолог: слушает жизненные истории, помогает раскрыться и почувствовать себя комфортно перед камерой, обучает профессии модели. В результате получаются фотографии, посвященные их внутреннему миру, эмоциям и переживаниям. Такая подготовка создает доверие между всеми членами команды и позволяет легко перейти ко второй части – съемке портфолио, показывающей внешнюю красоту моделей, их сильные стороны.
В процессе работы мы поняли, что каждая съемка Abilities Agency – это своего рода сеанс реабилитации и социализации для наших моделей. Кроме того, первоначальная идея просто модельного агентства переросла в нечто большее и еще более важное. Получившиеся на съемках фотографии стали готовым материалом для выставок с девизом «Люди, которые выбрали жизнь» и могут вдохновить всех, кто еще не сделал этот выбор!
Когда я открывала такую выставку в России, мне задачи вопрос: «Неужели вы хотите сказать, что любая мечта осуществима»? Я ответила – да. Надо очень правильно и четко формулировать свои мечты, верить в них и действовать. В детстве я мечтала стать продюсером. Эта мечта осуществились. Теперь я продюсер Abilities Agency.
Автор: Анна Берова