Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Путь к «Алеф»

31 мая 2016 / Главная / Jewrnal / Мужской клуб
search
stas-goldenshluger-av

Йони Гольденшлюгер – успешный программист и автор мобильных приложений – за свои 28 лет успел многое: пожить в Куала-Лумпуре и Мьянме, вернуться в Москву и основать собственную компанию «Alef Development». Он занимается программированием с двенадцати лет и не представляет жизни без любимого дела. Йони рассказал нам о том, каким был его путь в еврейскую общину, почему в ней сложно работать, и что означает фамилия Гольденшлюгер.

 

Расскажи о своей семье. Где ты вырос?

Родился я в Москве в еврейской семье. Родители не были религиозными, при этом папа намеренно искал жену-еврейку и мама, соответственно, мужа-еврея. Внешне это была типичная советская семья, однако с фамилией Гольденшлюгер я начал о чем-то догадываться еще в детстве. Помню, когда я, как все дети, проказничал, папа ругался на идише. Довольно поздно я узнал, что эти слова – не часть русского языка, и значение их не все знают.

 

stas-goldenshluger-4Ты в детстве понимал, что такое еврейство?

Тогда я был уверен, что евреи – это люди в очках с толстыми стеклами, с большим носом, они ходят со скрипочкой, говорят умные вещи, и периодически среди них рождаются нобелевские лауреаты. Исторически ведь  сложилось так, что среди евреев много интеллектуалов. Имидж в этом смысле у нас хороший. Поэтому детское понимание у меня было такое: читай книжку, играй на скрипке, заработай денег – и ты еврей. Со временем, конечно, стало ясно, что все не так просто, добавились знания о религии, об истории еврейства.

 

Не могу не спросить про твою фамилию. Знаешь, что она означает?

В Израиле недалеко от Тель-Авива есть Музей диаспоры, где мне посчастливилось побывать, и где я узнал, что означает моя фамилия. Выяснилось, что на неком австрийском высокогорном диалекте немецкое слово «шлегер» означает «кузнец». Ну а «гольден» – это ясно. То есть получается «золотой кузнец», значит – «ювелир».

 

Ну, надо же! Я знаю еще двоих людей с другими еврейскими фамилиями, которые также утверждают, что они означают «ювелир».

Судя по всему, в былые времена среди евреев, особенно в Европе было много специалистов в области ювелирного дела.

 

И каково было расти с такой фамилией в Москве? В школе дразнили?

Учителя старались звать меня только по имени, потому что читали по списку: «Иванов, Петров…», затем видели «Гольденшлюгер», запинались и  называли имя. Одноклассники никогда не дразнили. Наоборот, всегда говорили, какая крутая у меня фамилия. Вообще по поводу дразнить: я настоящего антисемита видел только по телевизору, вживую – никогда. Повезло, наверное.

 

stas-goldenshluger-3Каким был твой путь в еврейскую общину?

Очень необычным. Когда я пару лет назад узнал, что у евреев вообще есть такая огромная община, то был крайне удивлен, это стало открытием. Раньше я  считал, что объединение в диаспоры – это привилегия армян, азербайджанцев и грузин. Неожиданно оказалось, у нас тоже есть община, причем чуть ли не самая крупная в Москве. Попал я сюда благодаря своему лучшему другу детства Диме Соколову. Он одно время жил в Израиле, даже служил в израильской армии, а затем вернулся в Москву. Однажды он сказал мне: «Ты знаешь, вообще-то сегодня еврейский праздник Пурим». И мы решили отправиться в синагогу. Скажу честно, больше из интереса. До этого мне доводилось сталкиваться с представителями самых разных культур и религий: от филиппинских шаманов до католических священников, но когда я впервые попал в синагогу, все же оказался удивлен. Первое впечатление от увиденного было крайне положительным, но совершенно не соответствовало моим представлениям о синагоге. Передо мной было много взрослых бородатых людей в странной одежде с какими-то веревочками, которые неистово плясали, прыгали и скакали. Я был поражен. Такое яркое выражение эмоций ошарашивает, особенно в сдержанной неулыбчивой России. Мне стало интересно больше узнать о том, что объединяет этих людей – начал заходить в МЕОЦ, проводить там свободное и рабочее время. Знакомился с людьми, общался, подружился с Михолем Ставропольским, которого могу назвать моим главным проводником в еврейскую жизнь. Шаг за шагом я начал понимать, что такое еврейство. И даже  специально переехал в район Марьиной Рощи, потому что однажды понял, что когда приезжаю сюда, то иду по улице и за десять минут здороваюсь пятнадцать раз. Значит, надо переезжать.

 

stas-goldenshluger-1Ты успешный программист, разработчик приложений на смартфоны. Как ты пришел в эту профессию?

В детстве я все время читал книжки и сидел за компьютером. Кончилось это тем, что в двенадцать лет я начал программировать. В восемнадцать я стал сисадмином, протягивал проводку в офисах, отвечал на звонки разгневанных пользователей в четыре утра – делал неблагодарную работу за маленькие деньги. Быстро устал от этого. У нас с товарищем появилась идея выпустить приложение для смартфона – сделали за три месяца. Появились небольшие деньги. Однако, их оказалось достаточно, чтобы я на несколько лет уехал жить в Азию. Жил в Таиланде, Куала-Лумпуре, Мьняме, Малайзии, Камбодже, Сингапуре. Попутешествовав так, я понял, что пора возвращаться в Москву, были нереализованные амбиции. Да, приложение, которое мы выпустили, приносило не большой, но стабильный доход, но хотелось большего. Помню, прилетел в Москву и пришел в ужас. Февраль, снег. Большинство друзей уехали за границу, а те, кто остались – с утра до ночи платят ипотеку и растят детей, нам даже поговорить стало не о чем. И тут появился тот самый мой друг Дима Соколов, с которым мы и стали делать бизнес. Наша компания –  Alef Development – существует более двух лет и занимается разработкой мобильных приложений и сайтов на заказ. Сайт Московского еврейского общинного центра, сайт ресторана «Алеф» на первом этаже МЕОЦ, сайт детского клуба РИМОН – это все мы. Работа в еврейской общине требует внимательности и аккуратности – все клиенты знакомы, информация распространяется мгновенно, и одна ошибка может стоить репутации. Мы гордимся, что смогли вырасти и развиваться в этой не самой простой среде.

 

Ты бываешь в Израиле. С профессиональной точки зрения можешь сравнить, чем отличаются программные технологии и подготовка специалистов в этой области в Израиле и в России?

К сожалению, Россия в этом плане недалеко ушла со времен Ивана Грозного. Да, в России люди пользуются какими-то приложениями на смартфонах, но объективно говоря, это только в Москве можно через них записаться к врачу или на получение госуслуг. В регионах все иначе. Россия в отличие от Израиля огромна, население – 145 миллионов, и в смысле развития технологий это не на руку нашей стране. Также большую роль играет уровень подготовки и образования специалистов. В Израиле есть Технион – одно из лучших учебных заведений мира. Если ты приходишь на работу с дипломом Техниона, тебя не будут даже тестировать – всем итак понятно, что ты умеешь делать. В российских ВУЗах до сих пор учат на языке Делфи, на котором уже двадцать лет назад в мире никто не работал. В Технионе же идет обсуждение со студентами на таком уровне: «Позавчера была презентация Apple, где показали новую версию языка Swift, давайте разберем». Оттуда выходят студенты, полностью готовые к работе, у нас, к сожалению, готовые к работе в конструкторском бюро образца 70-х годов. В России сегодня успешные программисты бывают только самоучками.

 

stas-goldenshluger-2Помнишь, как впервые приехал в Израиль? Какие впечатления были от страны?

От страны потрясающие, но еще более удивительные – от израильтян. Таких людей больше нет. То, что о евреях рассказывают в анекдотах, все правда! Был случай. Мы с моей девушкой Сашей сидели в тель-авивском кафе. Она говорит на иврите, я – нет. Вдруг к нам подошел мужчина и, бурно жестикулируя, начал что-то объяснять. Саша ему ответила. Завязался разговор, после которого она сняла с меня шляпу и отдала мужчине. Оказалось, что он – владелец этого заведения и подошел к нам, чтобы сказать, что ему ужасно понравилась моя шляпа, и он хочет ее купить, поэтому готов сделать нам какую угодно скидку на еду. Саша согласилась, и так моя шляпа была продана.

В Израиле есть поразительное ощущение того, что любые два человека, которые идут по улице навстречу друг другу, только что разговаривали, их прервали, и они готовы продолжить разговор в любую минуту, будто они старые друзья. Израильтяне – это люди, которые, остановившись в пробке, могут открыть окна, что-то обсудить, закрыть их и поехать дальше. Когда я впервые это увидел, то спросил у таксиста: «Это твой друг?», в ответ он пожал плечами: «Нет, просто поболтали».  

 

Автор: Лера Башей

1 комментарий

  1. Михаил
    2016-06-05 в 01:07

    Здорово! Я ещё пока не нашёл проводника в общину в своё еврейство.. .. Возможно потому, что не искал… Буду рад знакомству, общению. С уважением,Михаил .

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

3 Тамуза - День Ребе

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11