«Беседа с главным раввином России Берлом Лазаром о его приёме у президента России Владимира Путина». И далее подзаголовок: «Редкое явление: удивительная дружба между высшей властью Российской Федерации — президентом Путиным — и главным раввином России Берлом Лазаром, который регулярно посещает Кремль и пользуется высочайшим уважением в руководстве России».
Газета «Дер Ид» была основана в 1953 году. По сравнению с другими идишскими изданиями она пользуется наибольшей популярностью среди ортодоксальной общественности США. Первым редактором был мыслитель раввин Уриэль Циммер, впоследствии приблизившийся к Хабаду и благодаря своим редким талантам оказавший значительную помощь Ребе.
На протяжении многих лет газета ассоциируется с хасидизмом Сатмар, центр которого находится в районе Вильямсбург, и потому издание характеризуется крайней антисионистской позицией. В прошлом газета выступала с резкой критикой в адрес пути Хабада, разжигая тяжёлую полемику, вплоть до резких выпадов против Ребе. Однако по мере того как мир стал «глобальной деревней», а деятельность Ребе становилась всё более известной широкой публике, и по мере смены авторов и идеологов — неприязнь уменьшилась. Уважение к Хабаду сегодня заметно и в кругах Сатмара. Особенно ясно я увидел это, когда Берл Лазар был приглашён с визитом к Сатмарскому адмору: он, подлинный хасид, был принят с царским почётом.
Неделю назад я получил обращение от газеты «Дер Ид»: мы хотим побеседовать с главным раввином России Берлом Лазаром, особенно после его недавней встречи с президентом РФ. Я дождался подходящего момента, и Берл Лазар согласился уделить несколько минут и ответить на список вопросов на идише, которые я представил ему от имени редакции. Вопросы были разнообразными: о еврейской жизни и возрождении еврейства в Российской Федерации, об отношении руководства страны к главному раввину, о его видении дальнейшего развития общин посредством шалиахов Ребе, разбросанных по всей России.
Когда позавчера я получил фотографию газеты, я был приятно удивлён. Беседа с хабадником Берлом Лазаром была вынесена на обложку сатмарской газеты, а интервью опубликовано с многочисленными фотографиями.
«Какой момент во встрече с президентом особенно тронул вас?» — так звучал один из вопросов. Раввин поделился эпизодом, который до сих пор не был опубликован. Он рассказал:
— Наша встреча состоялась примерно две недели назад, на следующий день после Международного дня памяти жертв Холокоста. Президент сказал мне, что трагедия Холокоста — это история, которую он не может забыть, о которой постоянно думает: как нацисты дошли до такого, сколько было жертв, как мир оказался в подобном состоянии. Это очень глубоко его трогает.
Затем он поделился тем, что накануне смотрел фильм об одном мальчике. Хотя речь идёт о шести миллионах святых евреев, погибших в Катастрофе, именно история одного этого еврейского ребёнка особенно его затронула. Он подробно пересказал сюжет. В фильме показывают, как собирают всех евреев, ставят их в шеренгу. Есть неевреи, которые хотят прорваться и помочь, но им не позволяют. Затем видно, как эта шеренга превращается в процессию по дороге к месту казни. Отец, мать, маленький ребёнок, а вокруг нацисты с оружием — никому не дают сдвинуться.
И вдруг мать берёт сына, который идёт рядом, толкает его — буквально бросает — и он падает в руки какого-то нееврея, стоявшего в стороне и наблюдавшего происходящее. Мальчик хочет закричать и бежать к матери, но человек, поймавший его, говорит: «Нет, нет, всё в порядке». Он помогает ребёнку и приводит его домой. Видно, как мальчик стоит у окна, смотрит наружу и говорит: «Шма Исраэль, Г-сподь наш Б-г, Г-сподь Един». И наизусть повторяет всю молитву.
Спасший его нееврей говорит: «Я понимаю, о чём ты думаешь», а затем добавляет: «Знаешь что? Лучше вообще перестань говорить. С этого момента ты будешь немым. Лучше, чтобы никто не слышал твоего голоса». Мальчик кивает в знак согласия. И тут президент остановился и сказал: «Конечно, у фильма есть продолжение, я досмотрел его вчера. Но этот момент — я думал о ребёнке, о его родителях, о людях, которые спасли его…»
Президент спросил, действительно ли молитву «Шма Исраэль» знают даже маленькие дети. В ответ я рассказал ему историю о том, как после войны находили еврейских детей в детском приюте. Раввин вошёл в место, где находились дети. Он не знал, кто из них еврей, и ему было запрещено спрашивать их об этом. Тогда он произнёс первую фразу из «Шма», и еврейские дети заплакали. Так он узнал своих.
Я объяснил президенту, что в этом и заключается суть еврея: «Шма Исраэль» — молитва, которую произносят каждый день утром и вечером, и также молитва, которую говорят в момент самопожертвования, ибо это выражение веры во Всевышнего. Уже с раннего возраста ребёнок говорит «Шма Исраэль». И понятно, что для ребёнка из фильма эти слова были связью с родителями.
Эти мои слова произвели на президента очень сильное впечатление — трёхлетний ребёнок уже понимает идею единства Всевышнего, веры и самопожертвования. Он сказал, что теперь ещё лучше понимает, почему эта история его так тронула, и что для него важно, чтобы мы тоже посмотрели этот фильм.
Читайте также












