Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил евреев России с праздником Песах, который наступает завтра вечером.
Дорогие друзья!
От лица Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю вас с праздником Песах.
Совсем скоро мы соберемся за столом в своей общине или в кругу семьи, чтобы встретить этот замечательный праздник. А перед этим, еще до его наступления, на всех нас лежит обязанность убрать из дома и уничтожить хамец (квасное), ибо сказано в Торе: «Семь дней не должна находиться закваска в домах ваших» и «в первый же день устраните закваску из домов ваших».
Каждый год такая уборка, поиск и уничтожение квасного превращается в серьезную и довольно тяжелую физическую работу. Ведь, как известно, исполнятся эта заповедь должна очень тщательно: так, чтобы ни осталось в доме ни одной крошки квасных продуктов. Так в чем же смысл, духовное значение этого действия, кроме того, что, разумеется, мы готовы исполнить любую заповедь, данную нам Богом, независимо от того, насколько хорошо мы осознаем ее предназначение?
В нашей традиции есть мнение, что маца это не только символ бедности (ее называют «хлебом бедности») и поспешного бегства из египетского рабства, но и символ смирения человека перед Творцом и Его Провидением. В то время как всякое квасное, дрожжевой хлеб, наоборот, являются полной противоположностью смирения и символизируют гордыню – одно из самых дурных качеств человеческой натуры.
Так что на идею пасхальной «генеральной уборки» и уничтожения квасного можно посмотреть и с точки зрения работы человека над исправлением своих качеств. Чем лучше мы уничтожаем квасное – гордыню внутри себя – и приносим в свою жизнь смирение, тем более полноценным мы можем считать наш духовный Исход из Египта в праздник Песах.
Поэтому от всей души хочу пожелать вам, чтобы в этот Песах, вы обнаружили в самых потайных уголках своего сердца все то, что не заслуживает права там находится, и при этом стали внутренне сильнее, выросли духовно, сумели преодолеть свои слабости. В этом вам помогут раскаяние, вера в могущество Творца и исполнение Его заповедей. И, конечно, искренне желаю всем нам удачи, счастья и крепкого здоровья!
Веселого и кошерного Песаха!
Песах. История праздника Песах. Песах – восьмидневный праздник весны и свободы начинается накануне 15 дня месяца Нисана по еврейскому лунному календарю. Он посвящается одному из главных событий библейской истории – Исходу из Египта и освобождению от 400-летнего рабства, рождению еврейского народа, как нации.
Слово Песах означает «прохождение мимо». Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.
Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло около 1200 года до н.э.
До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Во время пасхальной недели хамец в пищу не употребляется. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду; посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Часто в семье хранится особая посуда для Песаха.
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, Седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб – маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень – марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре – особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеару кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа – прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца – крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас – кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного».
Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году – в Иерусалиме!».
В 2016 году праздник Песах отмечают с вечера 22 апреля по 30 апреля.