«Дорогие друзья! От лица Федерации еврейских общин России и лично от себя поздравляю вас с праздником Песах!
Сегодня вечером мы соберемся в наших общинах и в семьях на праздничный седер, мы будем читать Агаду – сказание о выходе из Египта, где наши предки были рабами 400 лет. В этот праздник мы говорим о свободе, но сам ли еврейский народ получил свободу? Конечно нет, Всевышний творил невероятные чудеса ради ее обретения. Поэтому в Песах мы должны особенно осознавать, что все, что происходит в нашей жизни – происходит при помощи Творца.
Мы должны всецело доверять Создателю, исполнять его волю. Когда евреи бежали из Египта, они сделали это немедля, оставив все страхи и сомнения. Хотя, казалось бы, им предстоял долгий тернистый путь, и они могли дождаться, когда поднимется хлеб, который мог бы помочь им в пути в пропитании. Но нет, они послушались Б-га, и ушли поспешно. И символом этой «спешки», символом абсолютного доверия Творцу стала маца – пресный хлеб, который мы едим всю неделю Песаха.
Но перестав быть рабами физически, уже свободные от фараона евреи, остались рабами духовно, – и это стало новой преградой для наших предков в пустыне, перед тем как войти в Эрец Исраэль. И, я думаю, что это «духовное рабство» является проблемой для современного человека. У каждого оно свое, и пусть Песах – время, когда нам надо выйти из зоны комфорта, станет для вас временем новой ступени на пути к гармонии и к саморазвитию.
Веселого и кошерного Песаха! И, как принято у нас желать – в следующем году в Иерусалиме!»
Мероприятия Московского еврейского общинного центра
Вечером 30 марта в Московском еврейском общинном центре и в еврейских общинах по всей России пройдут торжества, посвященные празднику Песах.
Вечером 30 марта в Московском еврейском общинном центре пройдут одновременно несколько пасхальных седеров (трапез), один из которых будет вести Главный раввин России Берл Лазар. В них примут участие в общей сложности несколько тысяч человек.
В 2018 году праздник Песах начинается вечером 30 марта и заканчивается 7 апреля (14-22 нисана по еврейскому календарю).
Ожидается, что в Пасхальных седерах, организованных Федерацией еврейских общин России по всей стране примут участие свыше 50 000 человек в более чем 180 городах. К Песаху было реализовано 100 тонн мацы, что позволило обеспечить все общины в России пресным хлебом к празднику.
Песах. История праздника Песах. Песах – восьмидневный праздник весны и свободы начинается накануне 15 дня месяца Нисана по еврейскому лунному календарю. Он посвящается одному из главных событий библейской истории – Исходу из Египта и освобождению от 400-летнего рабства, рождению еврейского народа, как нации.
Слово Песах означает «прохождение мимо». Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.
Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло около 1200 года до н.э.
До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Во время пасхальной недели хамец в пищу не употребляется. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду; посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Часто в семье хранится особая посуда для Песаха.
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, Седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб – маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень – марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре – особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеару кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа – прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца – крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас – кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного».
Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году – в Иерусалиме!».
Читайте также