Двенадцатого Тамуза 1927 года был освобожден из советских застенков духовный наставник поколения – шестой Любавический Ребе рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, незадолго до этого приговоренный к смертной казни за распространение религии и еврейскую просветительскую деятельность. Это событие во многом предопределило историю евреев не только Советского Союза, но и всего мира.
Это чудесное избавление показало, что ОГПУ и Евсекция ВКП(б) не всевластны, и что даже эти устрашающие учреждения вынуждены отступить перед силой еврейского духа, перед вмешательством самого Всевышнего. Этот вдохновляющий факт оказал огромное влияние на дальнейшее развитие Любавического движения в Советском Союзе, а через него – и на всю духовную жизнь советского еврейства в последующие десятилетия. Прибытие Ребе в Европу, а позже в Америку предопределило распространение Любавического движения во всем мире, благодаря чему оно стало одним из важнейших факторов еврейской жизни. Поэтому день 12 Тамуза стал праздником освобождения, ежегодно отмечаемым как Любавическими хасидами, так и всеми евреями, которым дорога Тора, еврейские нравственные ценности и сохранение их для грядущих поколений.
Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон был шестым в ряду Любавических Ребе. Он стал во главе Любавического движения в 1920 году, и таким образом ему пришлось противостоять традиционной жестокости российских правителей, помноженной на бескомпромиссность коммунистической и атеистической идеологии и лакейское рвение Евсекции. В то время, когда многие лидеры полагали единственно возможным путем для сохранения еврейских религиозных ценностей уступки, отступление и приспособление, Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон выдвинул концепцию наступления еврейского духа. Он создавал новые еврейские учебные заведения, готовил новых преподавателей и наставников, организовывал еврейские учреждения, распространял изучение Торы и соблюдение ее заповедей всеми возможными и невозможными путями.
Кризис наступил в 1927 году, когда 15 Сивана Ребе арестовали и приговорили к смертной казни. Вскоре, однако, свершилось казавшееся невероятным – смертный приговор был заменен ссылкой на десять лет в Соловки. А вскоре приговор был снова заменен, на сей раз – тремя годами ссылки в Кострому, и 3 Тамуза Ребе вышел из тюрьмы и отправился в ссылку. Наконец 12 числа месяца Тамуз (в 1927 году выпало на 12 июля), через три с лишним недели после ареста, в день 47-летия Ребе, его окончательно освободили.
Сам Ребе сказа об этом следующее: “Да не оставит нас Всевышный своею милостью, и заслуги наших Праотцев, да не иссякнут, как не переведутся идущие по их стопам, навсегда и вовеки веков. И вот 12 числа месяца Тамуз, на третий день недели (вторник) … свобода была дарована мне. Не только меня избавил Всевышний 12 Тамуза, но всех, почитающих нашу святую Тору, соблюдающих заповеди и даже всякого, кто просто называется евреем. Этот день – день Избавления для всех, кто распространяет знание Торы среди евреев…”
Источник: https://ru.chabad.org