В преддверии праздника Йом Кипур, который в этом году начинается вечером 1 октября Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине
Дорогие друзья!
В канун нашего самого святого праздника, Дня искупления, йом-кипур, хочу прежде всего обратиться к каждому из вас с традиционным пожеланием «гмар хатима това» – чтобы Б-г вписал вас в Книгу жизни на новый год и скрепил благоприятный приговор печатью.
Что нам надо делать, чтобы прийти к такому результату? То, что мы делаем всегда в этот день: молиться, поститься, искренне раскаиваться в совершенных ошибках, просить прощения за неправильные поступки и прощать ближнего за причиненные обиды.
А что в этом всем общее и, соответственно, самое главное? Обратимся к Торе. В книге Ваикра, там, где речь идет о заповедях йом-кипур, звучат слова Г-спода: «инитэм эт нафшотейхем». Это можно перевести как «изнуряйте ваши души» или «смиряйте ваши души».
Наши мудрецы учат, что здесь речь идет о посте и других ограничениях материальных удовольствий. Но, когда мы смотрим внимательно текст Торы, мы видим, что в начале пасука «изнурять душу» требуется десятого тишрей, то есть в собственно день праздника, а в конце «от вечера до вечера» в канун праздника, девятого тишрей. Сначала слова Г-спода: «В десятый день седьмого месяца… изнуряйте души ваши», а несколько строками ниже: «… изнуряйте души ваши в девятый день месяца вечером».
Так когда же реально держать пост? Талмуд объясняет, что воздерживаться от еды надо в йом-кипур, а в канун праздника, наоборот, следует хорошо наесться, чтобы назавтра не мучил голод. Там прямо сказано: тот, кто хорошо поел девятого тишрей и держал пост десятого – он как будто постился два дня.
Здесь нет никакого парадокса: подготовка к посту есть неотъемлемая часть самого поста, без нее было бы трудно достичь целей, которые ставит перед нами пост. Если человек хорошо поел в канун праздника, он сможет на следующий день молиться, не отвлекаясь, поскольку не чувствует голода. То есть – сначала он ест ради служения Б-гу, а потом постится ради того же служения! Иными словами, наш пост не «изнурение плоти», как в некоторых других религиях, не уход от материального мира, не раскрытие души за счет отказа от потребностей тела. «Инуй нефеш», «изнурение души» – это значит, что надо сделать все, чтобы душа раскрылась, несмотря на то, что она находится в теле. Как сказано в книге Техилим: «Душу оживить через голод», полностью сосредоточиться на ощущении связи с Б-гом, подняться выше, вернуться к Б-гу – совершить «тшува»! И результатом йом-кипур для нас тогда будет возвращение к обычной жизни, жизни материальной, телесной – но уже с раскрытой душой!
Таким образом, чтобы получить «хатима това», добрый приговор на начавшийся год, мы должны в йом кипур проделать реальное исправление и души, и тела. То есть – все делать ради служения Б-гу. Именно этого я вам желаю в этот святой день: почувствовать связь с нашим небесным Отцом и душой, и телом, и в делах, и в покое! И пусть эта связь останется с вами на весь год, даруя уверенность в себе, радость и счастье.
Читайте также