Его зовут Жорж Козюб. На этом снимке ему 99 лет, он французский еврей. В концлагере ему присвоили номер 177659. Когда в лагере умирал его отец под номером 177660, он сказал ему: «Я умру, а ты – ты должен держаться, ты должен вернуться в Париж и рассказать все, что ты видел. Я говорю тебе «прощай». Отец сказал: «tsum got», что означает буквально «к Богу».
И Жорж Козюб вернулся и рассказал, и прожил прекрасную жизнь, потому что он обладал редким даром – даром приятия жизни, даже в самых страшных обстоятельствах. Об этом человеке Кира Выгривач сняла удивительно нежный и светлый фильм “Жажда жизни”, премьера которого состоится 31 октября в 19.00 в зале “Амфитеатр” МЕОЦ.
На вечере прозвучат отрывки из дневников Жоржа Казюба, их прочтут артисты театра “Мастерская Петра Фоменко” Денис Аврамов, Павел Яковлев и Полина Айрапетова, а сопровождать их чтение игрой на гитаре будет Артем Фадеев.
Кира Выгривач специально приедет из Парижа на премьеру в МЕОЦ. Предвосхищая встречу со зрителями, она дала интервью проекта Jewrnal.
Как появилась идея снять этот фильм?
Где-то за год до начала съемки этого фильма я делала в пригороде Парижа фото-проект в доме престарелых. Я жила там, погружаясь в жизнь этого места и его обитателей. Уже тогда я начала снимать там не только фото, но и видео. Директор дома, Александра Росиньоль, перешла работать в Париж и предложила поснимать и там. Я спросила, нет ли среди их резидентов (так они их называют) кого-то, чья жизнь была особенно примечательная. Хотелось снять портрет человека и портрет прожитой им жизни. Она рассказала о судьбе некоторых самых интересных его обитателей, в том числе и о Жорже Казюбе. Я не сомневалась ни секунды, что буду снимать именно его. А познакомившись с ним лично, быстро поняла, что это будет не фотосессия, а документальный фильм.
У тебя есть серия фотографий стариков из дома престарелых, что тебя туда привело?
Если коротко – с одной стороны это был страх старости и желание его побороть. С другой – та особая притягательность, которой обладают многие пожилые люди, тайна, которая в них живет, богатство их души. К старости все отображается на лице, на теле и человеческие качества, и прожитая жизнь – все читается как открытая книга. Герой моего фильма меня многому научил. Дело не только в том, что он прошел через ад, вернулся и рассказал об этом. Для меня то, что он выжил, и то, что выжил именно он – не случайно. В его характере изначально была сила духа, чистота сердца и любовь к жизни и окружающим его людям. В нем еще была удивительная черта: принимать ситуацию, если ее нельзя изменить. Принимать без сетования, и действовать наилучшим возможным в данном случае образом: не сомневаясь, не уклоняясь, не растрачиваясь на постороннее. После лагерей это все в нем только укрепилось, стало выражено еще сильнее. А еще он любил посмеяться, это тоже очень, важно.
Этот проект меня многому научил. И главное, пожалуй, пришло понимание, того, какой я хочу быть в старости и какой не хочу, и что я должна для этого делать и как жить. Причем жить надо сейчас, не откладывая на потом. Подготовка к старости начинается в детстве и, надеюсь, у меня еще есть время.
Ты училась в РГГУ на факультете искусственного интеллекта. Как же начала заниматься фотографией?
Мой папа увлекался фотографией, снимал в свое время на пленку, и для меня магический мир фотолаборатории был знаком и притягателен. Красный свет в темноте, проявляющиеся картинки в ванной… Я всегда немножко снимала, на мыльницу, как все: дом, семья, путешествия, друзья. Многие говорили, что мои снимки часто лучше и интереснее, чем у других. Кто-то спросил, почему бы мне этим плотнее не заняться. И когда на работе дали премию, я решила купить полупрофессиональный фотоаппарат, и пошла на курсы в Москве. Так все и началось. Затем была долгая учеба на различных курсах, особенно сильно повлиял на меня курс документальной фотографии. И потом пришло решение уехать учиться в Париж.
Ты не еврейка, почему ты заинтересовалась темой Холокоста?
Я считаю, что эта тема касается всех. Это страшная страница нашей истории, которая говорит не про евреев и нацистов, она говорит про то страшное нечто в людских душах, которое позволяет этому ужасу случиться. И в душах тех, кто это породил, кто участвовал – и тех, кто этому потворствовал, и кто молчал. Как такое возможно, почему? Что такое происходит, чтобы в какой-то момент вдруг сработал переключатель и человек превратился в монстра? К сожалению, я думаю, что такое может повториться в той или иной форме, это как вулкан, который может внезапно проснуться. Поэтому надо об этом говорить и думать, чтобы это не повторилось снова, оставаться на чеку. Я уже не говорю об уважении и дани тем, кто прошел через это. Обязательно нужно помнить и рассказывать новым поколениям.
Прикоснувшись к этой теме невозможно остаться прежним человеком. Как изменил тебя этот фильм?
Готовясь к съемке, я прочла и просмотрела много материала. Это сильно меняет твое мировоззрение, заставляет думать о том, как это было возможно. Переоцениваешь жизнь вообще и все свои ценности. Ты начинаешь лучше различать, что по-настоящему важно, а что – лишь мишура. Лишнее уходит.
Особенно когда встречаешь таких людей как мой герой. Появляется особое состояние, которое бывает, когда ты находишься рядом с Человеком с большой буквы. Когда такой человек рядом – ты сразу подтягиваешься и сам становишься лучше. У меня многие его слова остались в душе, и они меня ведут и во многих ситуациях служат опорой.
Как ты думаешь, в современном мире мог бы повториться Холокост?
Думаю, что мог бы, вероятно в другой форме. Я в какой-то момент узнала, каков уровень антисемитизма во Франции и ужаснулась. Я и представить себе этого не могла. Именно поэтому об этом надо говорить.
Страница мероприятия в ФБ:
https://www.facebook.com/events/345152855932480