Когда-то ему стало стыдно из-за отсутствия веры, а сейчас он постигает ее вместе с учениками. Педагог, прекрасный семьянин, заядлый путешественник Артур Клемперт рассказал о своем пути в еврейство.
Артур, вспомним Ваше московское детство. В какую историческую эпоху в России Вы выросли?
Я родился в Москве в конце «застойной эпохи» в 1975 году. Поэтому все мои воспоминания детства связаны с тем миром, который сегодня существует только в воспоминаниях и в домашних съемках или фотографиях.
Мои бабушка и дедушка родились на юге Украины – Херсоне и Николаеве. Они не разговаривали дома на идиш, кроме особо крепких и «цветастых» выражений, которые не переводились, но смысл их был понятен и так. И это при том, что лет до 5-ти мой дедушка не знал вообще ни одного русского слова, а затем по переезде в Москву делал смешные ошибки в разговорной речи.
Мои родители составляли еще более колоритную пару. Папа провел половину жизни в экспедициях по большой Советской стране. Он очень любил путешествовать, смотреть и впитывать разные обычаи, языки и культуры. Для того, чтобы быть свободным он и выбрал себе профессию геодезиста, очень востребованную во времена «великих строек». В 44 года он женился, а потом появился я. Всю свою энергию и опыт он передавал мне, не было такого увлечения или интереса, которые он бы не поддержал. Многие годы, а мне посчастливилось жить рядом с ним довольно долго, он был моим ближайшим собеседником.
Моя мама – удивительный человек. Всю жизнь она искала принца и дождалась. Мои родители совсем не похожие друг на друга по складу характера и жизненному опыту, но стали идеальной парой. Мама всегда была невероятно задорной и искрящейся. Уже в годы моей школы нам не давали пройти в кинотеатр. Узнавали есть ли ей 18 лет, а тогда ей было уже почти 50! Я был единственным и любимейшим ребенком. Меня очень баловали, но и многого требовали. Но самое главное – мною всегда невероятно гордились, я знал, что у меня есть нерушимый оплот – бескрайняя любовь и поддержка близких.
Сталкивались ли вы в детстве с проявлением антисемитизма? Когда Вы узнали о своей национальности ?
Как почти любой советский ребенок, я узнал о еврействе от своих нееврейских сверстников. За разъяснениями я пришел к папе. Папа провел мини-курс по истории еврейства, и его ответы меня тогда вполне удовлетворили. Но фамилия и внешность продолжали отличать меня от остальных. Дома регулярно повторяли, что я должен хорошо учиться, поскольку будучи евреем, мне нужно знать все лучше остальных для того, чтобы добиться успеха в жизни. Но единственными евреями в моей жизни были члены семьи и соседи. Никаких особых обычаев не было. Пару раз в год меня брали на праздник в синагогу, просто прийти и постоять.
В детских воспоминаниях синагога выглядела очень празднично. Скопление людей перед зданием, хор из старичков внутри, непонятный язык. Но был один праздник, о котором я всегда знал – это Пейсах. Папа выстаивал очередь за мацой и приносил домой сверток в грубой оберточной бумаге с синагогальной печатью. А оттуда доставались листы хрустящей мацы. Между ними я намазывал сливочное масло, которое вылезало из дырочек маленькими «червячками». Как же я любил этот бутерброд с сахаром и чаем!
А сегодня есть место еврейским традициям в Вашей жизни?
Настоящий интерес к традициям родился в тот момент, когда моя первая юношеская любовь назначила мне свидание в синагоге, в очереди за мацой. Там она спросила меня – верю ли я в Б-га. Я что-то промямлил и услышал в ответ: «Как это страшно – ни во что не верить!». Тогда я задумался, а через несколько лет это привело меня в первую еврейскую программу в моей жизни. Было это 21 год назад. Я услышал тогда впервые слова живой Торы. Почти с первого повторения выучил еврейский алфавит, а потом все пошло с невероятной скоростью. Путь был не мимолетным, но с явным движением в сторону Тшувы. Сегодня я в значительной степени соблюдаю еврейские законы. Они формируют мой жизненный цикл. Шабат – это величайшая идея еврейской жизни. Отключиться от повседневной скоротечности – большое счастье. Теперь меня тянут к Тшуве уже собственные дети.
У меня есть жена и трое детей. Как ни странно, но жену я нашел в поездке. Я тогда организовывал для друзей путешествие, но главным открытием стало для меня глубокое знакомство с одной из участниц.
Вс-вышний наградил меня за что-то удивительно счастливой семейной жизнью. За многие годы мы научились понимать друг друга, почти без слов. Моя жена взяла на себя вопросы семейного гнезда и воспитания детей. Они – наша общая гордость.
Почему Вы пришли работать именно в школу?
Я пришел в школу, поскольку хотел поделиться тем, что мне интересно. Поскольку хотел увлечь, повести за собой и показать, что история – это не страницы учебника и не набор тестов для прохождения контрольных аттестаций. Это – опыт человечества, который мне предоставил случай транслировать своим ученикам. Пока есть хотя бы одна пара горящих еврейских глаз, я буду вставать рано утром (хотя я сова и мне это просто трудно) и отправляться на работу.
В чем видите основное назначение Вашей работы?
Почти все проекты, которыми приходилось заниматься, так или иначе связаны с просветительской и еврейской линиями. Я немного работал в студенческие времена гидом и интервьюером в социологических опросах, потом много преподавал как в формальном, так и в неформальном образовании. Работал в Российской Еврейской Энциклопедии и т.д.
В 1999 году мне посчастливилось начинать проект первого тогда еврейского музея (если не считать коллекцию мемориальной синагоги на Поклонной горе) в школе №1311. Я пришел в уникальный коллектив. Тогдашние педагоги и родители школы могли свернуть горы. Это были представители той самой «интеллигенции», которую сформировали в советские времена. Люди со вкусом, чувством собственного достоинства, интереснейшим жизненным опытом. Большинство из них пришли по зову души и сердца, строить новую еврейскую школу с другим «не советским» лицом и укладом. Работать среди этих людей было почетно, я сразу почувствовал себя дома, почти как у бабушки и дедушки за столом. Когда мы открывали музей, он был практически пуст. Но уже через год-полтора голые стены наполнились материалом, а дети стали водить своих родителей и демонстрировать то, что они собрали.
Позже я стал учить и проводить уроки. Многие годы я занимался организацией поездок и экспедиций по еврейскому наследию. И все равно, сколько бы я не видел уникальных еврейских мест, остается что-то нераскрытое и таинственное. Оно-то и заставляет делать все снова, искать и не останавливаться на достигнутом.
Ваши мечты?
Мечты – это целеполагание. Как у индивидуума – дожить до счастливой старости и выложиться в жизни на все сто. Как у отца – помочь своим детям найти себя в изменяющемся ежедневно мире. Как у еврея – дождаться Машиаха и увидеть возрожденный Храм и эпоху Высшей Справедливости. Как у человека – прожить столько, сколько определил мне Г-сподь в мире и гармонии с окружающим миром. Таки мне кажется – не мало!
Автор: Яна Любарская