Каждый год летом сердце радуется, когда я вижу в Москве раввинов провинциальных городов России, приезжающих отдохнуть в столицу. В последние два года полеты за границу стали сложнее, дольше и, соответственно, дороже, поэтому раввины проводят отпуск в Москве. Здесь множество еврейских удовольствий, которых они лишены на местах своего посланничества: молиться три раза в день в миньяне, покупать множество видов кошерной еды в магазине, слушать уроки Торы для мужчин и женщин, сводить детей в зоопарк, наконец…
Два с половиной часа занимает полет из Тюмени в Москву. В Тюмени более миллиона жителей, это город нефтяников и газовиков. В прошлом там была еврейская община, но она не пережила войну коммунистической власти против еврейства. Однако около пятнадцати лет назад туда приехала семья Горелик, и все изменилось.
В один из вечеров на этой неделе раввин города Тюмень, рав Йерахмиэль Горелик, со своими детьми был гостем в нашем доме на ужине, который превратился в небольшой фарбренген. Помимо того, что он член известной семьи шалиахов Горелик, он может рассказать много историй о посланничестве и жизненных уроках, которые он извлек. Его часто приглашают в различные общины для проведения фарбренгенов и для выступлений. Из нашего разговора на этой неделе больше всего меня захватила история его прибытия на посланничество в Россию.
«После моей свадьбы нам предложили два места для шлихута. Главный раввин России, р. Лазар, предложил Тюмень, и одновременно мы получили просьбу от русскоговорящей общины в Кирьят-Малахи, где за два года до этого раввин вынужден был уйти. Это был трудный выбор! Район «Нахалат Ѓар Хабад» в Кирьят-Малахи – это место, где я родился и где живут мои родители… Ребе в таких случаях велел советоваться с раввином моей общины. Я пошел к раввину Ицхаку Йеѓуде Ярославскому и изложил ему все стороны вопроса, свое мнение и мнение моей супруги. Рав выслушал и сказал: «Я знаю, что творится в общине, которую вам предлагают здесь в Израиле. Раввин, который был вынужден оставить свою должность, до сих пор не смирился с этим. Ребе в таких случаях велел остерегаться даже потенциальной возможности «залезть на чужое место». Тебе не стоит идти туда. Езжай в Сибирь и все будет хорошо». Я позвонил раву Лазару, и мы договорились о поездке в Россию.
На следующий день, в пятницу вечером, я сидел в своей квартире, и вдруг мне захотелось изучить недельную главу Торы именно по Хумашу, который находился на верхней полке моей библиотеки. Это особый Хумаш, который я получил чудесным образом. По этому Хумашу сам Ребе следил за чтением Торы! Я открыл его впервые в жизни (предварительно омыв руки), и сразу мой взгляд упал на несколько листов, вложенных внутрь. На них была напечатан конспект беседы Ребе, говорящей о посланничестве и благословляющая тех, кто отправляется в шлихут: «Пусть будет у вас правильная и успешная поездка!» Я почувствовал, как Ребе нашел способ одобрить наше решение отправиться работать в Россию, и как Ребе благословил нас. И эти благословения сопровождают нас на каждом шагу с тех пор и по сей день».
Читайте также