Синагога Сегеда (Венгрия) производит неизгладимое впечатление своим размером, красотой интерьера и молчаливой скорбью застывшей в воздухе. Она, как мать, дети которой были замучены у нее на глазах. Над ней надругались, но она пережила это, а вот гибель детей до конца останется беззвучными потоками слез в ее окнах-глазницах.
А когда-то… К началу ХХ века евреям Сегеда катастрофически не хватало мест в старой синагоге. Да и не пристало богатейшим Гольдшмидтам, Бену Унгару, Аарону Мейеру, Йожефу Морицу и другим, живущим во дворцах, построенных ведущими архитекторами Венгрии, молиться в старой маленькой синагоге. Они считали, что уже перестали быть “подкидышами для своей Родины, и стали родными сыновьями”… Но, мир, в котором они жили в особняках, держали брички, шили мундиры, подкручивали усы, рожали по девять детей и берегли семейные связи – рухнул в одночасье, канул в уму непостижимом кошмаре войны. Их пережили их дворцы – особняки, негативы фотографий, синагога…
Здание синагоги было спланировано архитектором евреем Липотом Баумхорном. Он построил двадцать четыре синагоги и множество других зданий в стиле модерн, которые по сей день украшают Венгрию. Витражист Микша Рот, признанный мастер своего дела, создал потрясающие витражи. Те из его работ, которые не погибли вместе с мастером во время войны, до сих можно увидеть в разных городах страны.
Роскошное здание синагоги видно издалека, высота купола составляет 48.5 метров. На фасаде здания надписи на иврите и венгерском указывающие даты разлива реки Тисы. Синагога была рассчитана на 1340 человек. Купол синагоги символизирует Вселенную – небосвод. 24 колонны символизируют 24 часа, изображение цветов шиповника – веру. Ковчег для свитков Торы сделан из иерусалимского камня и окружен семисвечниками.
Главным инициатором строительства синагоги был раввин Иммануэль Лёв – сын и преемник Леопольда Лёва. Оба они сидели в тюрьме за протест против властей. Иммануэль Лёв вместе с членами своей общины так и не стал “сыном своей Родины”, и вместе со всеми в 1944 году был отправлен работать на кирпичный завод. Сионистским активистам удалось спасти его от депортации в Освенцим, но девяностолетний раввин вскоре скончался.
Интересно, что в период активной деятельности Иммануэля Лёва, в городе жил и также исполнял обязанности раввина Хаим-Цви Тейтельбаум, отец раввина Моше Тейтельбаума. Рав Моше Тейтельбаум, чудом пережил Освенцим и Терезиенштадт и стал главой сатмарских хасидов. Он скончался в 2006 году, оставив после себя сыновей раввинов и 86 внуков и правнуков.
Сегодня в синагоге есть небольшой музей, в котором представлены фотографии еврейской общины Сегеда и документы – свидетельства Холокоста.
Я не буду делать выводы, и скажу только: попадая в разные страны, евреи считают их своей родиной и делают для них все. Проходят годы, сделанное ими остается, но нет тех, кто оценит их труд.
Автор: Анна Нисневич
Читайте также