Вопрос: Почему царя Давида не побили камнями за блуд с Вирсавией и убийство ее мужа?
Побиение камнями – это совсем не такое распространенное явление в еврейской традиции, как вам кажется. По еврейскому закону, для такого наказания требуется не только доказанный состав преступления, но и уверенность в злом намерении преступника.
Впрочем, в случае с царем Давидом на самом деле даже состав преступления отсутствует. Книга Шмуэля – это наш основной источник для понимания событий, давайте посмотрим на написанное внимательней.
Когда пророк Натан приходит к Давиду с обвинениями, то он, приводя пример с овцой бедняка, присвоенной богачем, говорит о несправедливости и немилосердности его поступков, а не о нарушении намного более сурового запрета прелюбодеяния. Почему?
Корректный анализ текста не позволяет оставить такой вопрос без ответа. В Талмуде приведены слова рабби Йонатана, о том, что понимание рассказа Танаха как истории о прелобедеянии и убийстве является ошибочным. Согласно объяснению Талмуда, Бат-Шева (Вирсавия) не была на этот момент женой Урии, поскольку по принятому обычаю идущие на войну солдаты давали разводные письма своим женам, чтобы не оставить их в состоянии “соломенных вдов”, которые по еврейскому закону не могут выйти замуж после смерти мужа, если не было свидетелей гибели того на войне. Разумеется, эти разводы подразумевали продолжение семьи по окончании войны. Именно в разрушении семьи Урии упрекает Давида пророк Натан, но не в связи с замужней женщиной. То есть действия Давида заслуживали осуждения, и Давид был наказан за них Свыше, но грех прелюбодеяния им не был совершен.
Смерть Урии не была убийством. Когда Давид приказал Йоаву создать боевую ситуацию, в которой Урия погибнет от рук моавитян, тот уже по закону заслуживал смерти как ослушавшийся приказа царя. Также и в этом Давид хоть и не нарушил буквы закона, но вступил в противоречие его духу. Ведь в основе поведения Давида было желание жениться на Бат-Шеве. За это его и укоряет пророк Натан.
На примере истории Давида мы еще раз убеждаемся, как важно внимательно читать слова Танаха, не останавливаясь на поверхностном впечатлении от текста.