Фамилия моя, Горелик, очень и очень распространённая. Полно Гореликов по свету бегает. Рабиновичей тоже много, но фамилия «Рабинович» – она такая раввинская, уважительная фамилия, а «Горелик» – простецкая и амгаарецкая.
Считается, что Горелики – жертвы пожаров и их потомки. Друг моей юности хасид Лёва, человек сильного и оригинального ума, выдвигал альтернативную версию. Хасид Лёва, утверждал, что Горелики – от горилки, которой мои предки успешно спаивали братские славянские народы. Версия симпатичная, но пожары всё-таки вероятней.
А вот у моей мамы фамилия была редкая и даже редкостная: Шаринова. Никого, кроме родственников, с такой фамилией не встречал. Помню, как она объясняет, кому-то по телефону: «Шаринова – от слова “шар”». Интересно, мне в голову тогда не приходило очевидное: что от слова «шар» было бы не Шаринова, а Шарова. Но просодия вполне себе русская, немного даже с татарским таким приятным оттенком. Между тем мама моя была Сарра Ароновна Шаринова, а папа её был Арон Герцевич Шаринов, по семейному преданию, даже и сефард – откуда только взялся такой в нашем ашкеназском краю.
Один специалист по еврейской генеалогии с родственной Гореликам фамилией Палей выдвинул географическое предположение: что фамилия эта от названия местечка – Шариново. Но сколько я в интернете не искал, местечка такого не обнаружил. И в Российской Еврейской Энциклопедии его нет, а ведь в этой энциклопедии зафиксированы все грады и веси, на которые только ступала когда-нибудь еврейская нога.
Долго я пребывал в недоумении, и, вот, меня осенило. Буква «шин» имеет, как вам, должно быть, известно, ту же графику, что и буква «син». На идише, равно как и на иврите, «Шаринова», «Саринова», «Сарринова» пишутся одинаково. Сарринова – дочь Сарры: нормальное в еврейском обиходе образование фамилии от женского имени.
Ныне среди праправнуков деда Арона только две девочки носят фамилию Шариновы. А среди мальчиков Шариновых вовсе нету. Девочки вырастут, выйдут замуж, и редкостная фамилия моей мамы перестанет передаваться по наследству, станет музейной. Во всяком случае, в нашем роду. А других Шариновых, я же говорю, не встречал.
А жаль. Это как птичка или травка, покинувшие природу.
С Гореликами ничего подобного не случится.
Мильоны нас – нас тьмы, и тьмы, и тьмы.
На всех континентах.
Кроме Антарктиды.
И то не уверен.
Наверняка найдётся какой-нибудь пингвин Горелик.
И вовсе не важно, от пожара мы или всё-таки, прав друг Лёва, от горилки.
Автор: Михаил Горелик
Читайте также