Глава “Насо” в своем начале завершает подсчет семей колена Леви, которые переносили Храм и его утварь во время странствий по пустыне. Предыдущая глава заканчивалась подсчетом семей Кеата, в чьи обязанности входило переносить Ковчег и храмовую утварь. А нынешняя глава повествует об обязанностях семей Гершона, которые должны были носить полотнища покрытий Шатра Откровения, и об обязанностях семей Мрари, которые должны были носить балки Шатра и его подножия.
В этом “уставе” есть одна существенная разница. Когда речь идет о семьях Кеата и Гершона, Тора использует выражение, несущее смысл уважения и почета: “сочти поголовно” (буквально – “возвысь их главу”), когда же речь идет о Мрари, сказано просто “пересчитай их”.
По этому поводу Мидраш замечает: “Сыновьям Кеата и Гершона Б-г оказал уважение – Кеату из-за того, что они носили Ковчег, Гершону из-за того, что был первенцем. Сынам же Мрари, обычного сына (не первенца), которые носили просто балки и подножия, не сказано (поэтому) уважительного “сочти поголовно””.
Такое объяснение вызывает удивление. Неужели только потому, что Мрари был “простым сыном” и в обязанности его сынов входила “только” переноска бревен и столбов, следовало подчеркнуть их низкий статус? Очевидно, что это не только не подчеркнутое принижение их места, а напротив, указание на особые преимущества.
Воздвижение Святилища, в котором пребывала Шхина, было связано с двумя условиями: раскрытие лучших качеств народа Израиля в деяниях – с тем, чтобы проявить это лучшее в работе по возведению Храма; и полное подчинение собственного “я” человека, усмирение гордыни, самоустраненность.
Оба этих условия выполнялись в храмовых служителях-левитах: сыны Кеата и Гершона выражали собой практическую деятельность и посвященность лучших сил человека храмовому служению, сыны же Мрари символизировали полное подчинение и самоустраненность.
Распределение между семьями левитов храмовой службы соответствовало этим аспектам – сынам Кегота и Гершона выпало перенесение Ковчега и основной храмовой утвари, самых важных частей Шатра, что выражало их сущность – использование лучшего из человеческих качеств и из материальных предметов для служения Всевышнему. Сыны же Мрари переносили балки, которые символизируют полное самоотречение, отторжение всего чуждого Творцу. И подобно тому, как балки были фундаментом, основой Святилища, это качество является основой духовного служения человека.
По этой же причине о сынах Мрари не сказано “возвысь их главу”. Семьи Кегота и Гершона в своей службе нуждались в “возвышении”, по принципу: “И возвысилось сердце его на путях Г-сподних”, а для сынов Мрари главным были самоустраненность и простота (“простой сын”). Отсутствие упоминания “возвышения главы” по отношению к сынам Мрари служит для того, чтобы подчеркнуть их особое достоинство.
Источник: https://ru.chabad.org