Из бесед Ребе
Один из важнейших текстов в пасхальной Агаде: “Ма ништана…” – четыре вопроса, которые задает (обычно младший в семье) ребенок отцу за пасхальным столом. Итак, чем же отличается эта ночь от других ночей? Ребенок указывает на “странности”, которыми эта трапеза отличается от привычных ему застолий.
“Матбилин” – почему в другие ночи года мы ни разу не должны обмакивать пищу в соус, а в эту ночь – дважды: один раз – “карпас” в соленую воду, второй раз -“марор” в “харосет”?
“Маца” – почему во все другие ночи годы мы едим хамец (квасное) и мацу, в эту же ночь – только мацу?
“Марор” – почему во все другие ночи года мы едим всякую зелень, в эту же ночь – горькую?
“Мэсубин” – почему в другие ночи года мы можем есть сидя или облокотясь, в эту же ночь мы все едим облокотясь?
Странно, почему вопросы выстроены именно в таком порядке? Ведь это не соответствует ни порядку пасхального ритуала, ни значимости перечисленных моментов. Почему не предшествуют заповеди Торы (маца) установлениям раввинов и обычаям?
Некоторые считают, что только заповеди письменной Торы следует исполнять с готовностью самопожертвования. А вот обычаи подобного ревностного отношения не требуют. Более того, они утверждают, что во времена, когда нелегко воспитать детей в духе Торы, стоит иногда умолчать об обычаях и сосредоточиться на “главном”.
Ответ на это мнение – “странный” порядок, в котором ребенок задает свои четыре вопроса: первое, о чем спрашивает ребенок, первое, что “задевает” внимание ребенка – не заповедь из письменной или устной Торы, но именно обычай.
Если, в целом, поведение ребенка будет похоже на поведение его нееврейского окружения, – несмотря на то, что он установит время для изучения Торы, будет молиться, исполнять заповеди и так далее, не будет заметно по нему, что он еврей, не будет ощутима в нем разница между евреями и другими народами. Живя по Торе он, тем не менее, не будет нести на себе печать: “Ты избрал нас из всех народов”. И это может привести к тому, что в его Торе и заповедях не будет ощущаться святость и живой дух.
“Еврейский обычай есть Тора”, поэтому невозможно взвешивать, что в нем важно, а чем можно поступиться. Ребенок должен знать, что он отличается от окружающих, что он еврей, – и это основа основ в воспитании.
Сокращенное изложение р-на А.Фейгина