Немало наших соотечественников в разные годы покоряли Голливуд, но ни один из них не добивался такого оглушительного успеха как Дмитрий Темкин – 22 номинации и четыре присужденных премии «Оскар». Он прошел долгий путь от студента Петербургской консерватории до классика американской киномузыки.
Дмитрий Темкин родился в еврейской семье 10 мая 1894 года в Кременчуге. Его отец был врачом, а мать – пианисткой, благодаря ей, он получил прекрасное, домашнее музыкальное образование. В тринадцать лет он уже студент Петербургской консерватории. Но музыкальные пристрастия юного вундеркинда не ограничивались только классической музыкой. Ради заработков и по зову сердца он аккомпанирует балетной труппе, работает тапером в синематографе, и даже пробует себя как джазовый пианист в знаменитом артистическом петербургском кафе «Бродячая собака», излюбленном месте петербуржской богемы. Ночи Темкин проводил в «Бродячей собаке», а утром поспав пару часов, отсиживал уроки гармонии у композитора Глазунова. После революции 1917 года 23-летний Дмитрий – в центре событий. У него не было никаких определенных политических взглядов, просто он думал, что свобода – это хорошо. Послереволюционный подъем искусства, рождал новые невиданные формы, и молодой музыкант ставил масштабные действа вроде «Мистерии освобожденного труда» или «Взятие Зимнего дворца», в которых были задействованы тысяча артистов и 500 музыкантов.
Темкин прожил при большевиках 2 года. Он был легким, жизнерадостным человеком, и его чувство юмора позволяло выживать даже в нечеловечески трудных условиях послереволюционной разрухи и террора. В своих воспоминаниях он рассказывал историю, которая очень напоминает эпизод из знаменитого фильма «Унесенные ветром». В революционную голодуху были проданы на барахолке все приличные костюмы, шляпы и обувь, консерваторский мундир со шпагой. Единственный оставшийся костюм превратился в лохмотья, и Темкин решил снять с окон чудом оставшиеся в доме изумрудные тяжелые шторы и отправиться с ними к хорошему портному, которые еще водились в Петербурге. Шторы были плотными, и материал был теплым, но цвет! Он превосходил по яркости даже самую зеленую траву. Но это не смутило ни заказчика, ни портного. Народ в Питере ходил одетым в рваные обноски и тряпье. Портной был настоящим мастером и сшил великолепный костюм.
Темкин вспоминал: «Будь костюм серым, темно-синим или коричневым – это был бы верх элегантности, но невыносимо яркий зеленый цвет превращал его в какой-то костюм для балета. Я чувствовал себя клоуном на арене. Но он был теплым, и мне не грозила участь остаться голым. Костюм «гармонировал» с ботинками – они были сделаны из старых автомобильных покрышек. Я уже не помню, где я их нашел, но сапожник сделал все возможное, чтобы это было похоже на обувь».
После первых революционных лет взлета искусства, началось закручивание гаек, и ни о какой свободе творчества не приходилось и мечтать. Дмитрий Темкин, чудом избежавший расстрела в Гатчинской тюрьме, эмигрирует в Германию, а затем вместе с красавицей женой, балериной Альбертиной Раш перебирается в Америку.
Кинематографическая карьера Темкина сложилась не сразу, пришлось много трудиться, пока его имя как пианиста и композитора стало известным. Музыка к фильму о жизни Иогана Штрауса «Большой вальс» сделал его имя знаменитым. Вальсы Штрауса превратились в волшебную, упоительную и сказочную музыку. Кстати, партию скрипки в этом фильме исполнял другой наш бывший соотечественник гениальный скрипач Яша Хейфец.
Настоящая слава пришла к композитору, когда он стал писать музыку для вестернов, жанра родившегося в Америке. Вестерны – это жизнь и нравы Дикого Запада с его бандитами, шерифами и благородными ковбоями, индейцами и прекрасными, роковыми женщинами и бескрайними прериями в которых живут, любят и воюют персонажи вестерна.
Все это понял и выразил в музыке Дмитрий Темкин. А на часто задаваемый вопрос, как он, выходец из России, может так тонко чувствовать поэтику равнин американского Запада, Темкин отвечал со своим знаменитым «борщевым акцентом»: «Потому что стЬепь она и есть стЬепь».
Триумфальной для Темкина стала церемония Оскара 1953 года. Композитор получил сразу две золотые статуэтки: за музыку к вестерну «Ровно в полдень» (1952 год) и за песню «Do Not Forsake Me» из этого же фильма. Темкин не считал себя гением, не принимал себя слишком всерьез, обладал великолепным чувством юмора. «Дело в том, что над кинокомпозиторами всегда исподтишка посмеивались за то, что они компилируют, а деньги получают, как за оригинальную музыку. Я в той части короткой речи, где принято благодарить коллег и родных сказал, что я благодарю Бетховена, Равеля, Чайковского, Мусоргского, Верди, Бизе и многих других композиторов, которые помогли получить мне эту награду». На этом месте его речь прервалась гомерическим хохотом, и договорить ему не удалось».
Темкин был веселым, хлебосольным человеком, по Голливуду даже гуляла фраза: «Вы все не знаете, что такое быть гостем, пока не побывали в гостях у Темкина». Когда у него в 1967 году умерла жена, с которой он прожил почти полвека, он продал дом и закрыл страницу из книги под названием «Прекрасная жизнь Дмитрия Темкина в Америке». Он поселяется в Лондоне в тихом районе и через несколько лет женится на молодой, прелестной английской аристократке Оливии Синтии Пэтч.
Последней его работой в большом кино стала музыка к биографическому фильму Игоря Таланкина «Чайковский» за который он получил двадцать вторую номинацию на Оскар. Он умер в 1979 году, прожив долгую, счастливую, полную любви, творчества и радости жизнь. 21 сентября 1993 года Почтовая Служба США выпустила в свет серию марок «Легенды Американской Музыки» и на одной из них изображен наш бывший соотечественник великий композитор Дмитрий Темкин.