Авторизация

×

Регистрация

×

Одна голова? — Хорошо!

13 ноября 2017 / Главная / Иудаизм / Глава Торы / Книга Берешит / Толдот / Уроки главы
date=string(10) "2017-11-18"
object(WP_Post)#300 (24) {
  ["ID"]=>
  int(65847)
  ["post_author"]=>
  string(1) "1"
  ["post_date"]=>
  string(19) "2017-11-13 10:48:14"
  ["post_date_gmt"]=>
  string(19) "2017-11-13 07:48:14"
  ["post_content"]=>
  string(9847) "

Глава Торы "Толдот" начинается со слов: "Вот родословие (потомство) Ицхака…и было Ицхаку сорок лет… когда взял он Ривку…себе в жёны…и настало ей время родить, и вот – близнецы в чреве её". В ней Тора повествует нам о рождении, детстве и юности детей Ицхака – Якова и Эсава.

От Якова произошли "двенадцать колен Израиля" – весь наш народ. А Эсав отказался от той ответственности, которую накладывает на человека статус представителя избранного народа. Он сделал ставку на земные блага и стал вечным противником всего Б-жественного, и, как следствие этого, и всего еврейского. От него произошло несколько европейских народов, в различные исторические эпохи проявивших свои антисемитские наклонности, например, римляне и немцы.

Дальние родственники

Но, невзирая на то, что от него пошли такие потомки, Эсав всё же назван в нашей главе "родословием", "потомством" Ицхака. Да к тому же упомянут он рядом с Яковом – совершенным праведником – величайшим из праотцов. Чем объяснить такую мягкость по отношению к родоначальнику бандитов со стороны Книги Книг?

Ещё больше усиливает наш вопрос тот факт, что дядю наших главных героев – сводного брата Ицхака – Ишмаэля, который считается прародителем арабов, Тора ни разу не называет "потомством" Авраама. Хотя, если разобраться, то Ишмаэль был не большим разбойником, чем Эсав. Более того, об Ишмаэле сказано, что в конце жизни он раскаялся в своих грехах и встал на путь добра и справедливости. А что касается Эсава, то он тем и знаменит, что никогда и ни в чём не раскаивался. И тем не менее, у более коварного врага Тора обнаруживает еврейское родство и подчеркивает его право на духовное наследие нашего народа, когда называет Эсава "потомством" Ицхака. Где же логика? И если существует отличие между Ишмаэлем и Эсавом, то в чём оно?

Покатилась, покатилась голова…

Эсав, как и его брат Яков, родился в еврейской семье, но вся его жизнь, как, в общем-то, и смерть прошли в злодействе. Еврейский мыслитель рабби Хаим Йосеф Довид Азулаи (Хида) утверждает, что клипа, оболочка духовной нечистоты, которой Эсав окружил себя, намного хуже и чернее, чем клипа Ишмаэля… Поэтому сказали наши мудрецы: "К Эсаву нужно относиться как к еврею, который изменил вере своего народа…"

Чтобы разобраться в этом утверждении, изучим сначала один весьма любопытный Мидраш – устное предание.

Во время похорон Якова Эсав попытался загородить вход в гробницу праотцов – пещеру Махпела, где лежали другие предки еврейского народа: "Оставшееся место в пещере предназначено для меня, а не для Якова!"

Один из внуков Якова, возмущённый этими словами, нанёс наглецу столь сокрушительный удар, что отсёк ему голову. Голова грешника, отлетев, закатилась в гробницу, где и остаётся по сегодняшний день. Обезглавленное тело было погребено в другом месте – на горе Сэир.

Почему же голову нечестивца оставили в пещере праотцев? Ведь существует известное правило: "Злодея не хоронят рядом с праведниками". Всевышний настолько строго следит за этим, что однажды даже совершил чудо воскрешения из мёртвых, чтобы удалить тело лжепророка, которого похоронили рядом с пророком Элишей…

Как теряют... туловище

За ответом обратимся к учению хасидизма. Эсав стал злодеем из-за своего тела, в котором животное начало подавляло и гасило все добрые порывы и побуждения. Но в то же время, когда в сердце нечестивца бушевали греховные страсти, в глубине его сознания процветали "благие намерения", другими словами, его "голова" была "головой" праведника. Она заслуживала того, чтобы её похоронили в гробнице рядом с Авраамом и Ицхаком.

Ицхак знал о скрытом добре, которое кроется в его сыне, и пытался раскрыть его, дав Эсаву благословение.

Но правда заключалась в том, что внутренее добро, заключенное в Эсаве, может раскрыться, только его голова, то есть духовное начало, будет отделено от тела, то есть низменной материальности. И голова Эсава должна была "присоединиться" к Якову, ибо только Якову было дано очистить и вынуть из нечистой оболочки душу своего брата, потому что лишь ему и его потомству под силу извлечь искры святости, затерявшиеся в Мире хаоса. На это намекает тот же Хида, говоря, что "геры приходят в еврейство из сынов Эсава, но не из сынов Ишмаэля…" И действительно, величайшие мудрецы Торы Шмая и Автальон, Онкелос и рабби Меир были потомками Эсава – римлянами. Расставшись со своим "телом", то есть со своей прежней средой, со своим народом, они, подобно голове Эсава, реализовали сокровища своей души во всём великолепии.

Эсав - это голова!

Случай с головой Эсава служит примером для нас с вами. Ведь если уж голова антисемита нашла свой путь к еврейству, то тем более это должно произойти с теми нашими соплеменниками, временно отошедшими от Торы и заповедей. Общаясь с любым евреем, нужно помнить, что в его душе навечно запечатлены Десять Изречений, прозвучавшие для нашего народа на горе Синай. Поэтому не нужно смотреть на его "тело" – на тот образ жизни, те поступки, слова и мысли, которыми он маскирует свою "еврейскую голову". Именно в этом отличие Ишмаэля от Эсава. Ведь "голова" того, кто родился в еврейской семье, всегда остаётся "подключённой" к своему Б-жественному источнику. Как известно, "если прошла голова, то пройдёт и всё тело", а стало быть – давайте не забывать, что у нас на плечах!

Обработка и перевод Д. Б. Байтмана

Источник: ru.chabad.org

" ["post_title"]=> string(38) "Одна голова? - Хорошо!" ["post_excerpt"]=> string(329) "У более коварного врага Тора обнаруживает еврейское родство и подчеркивает его право на духовное наследие нашего народа, когда называет Эсава "потомством" Ицхака. Где тут логика?.." ["post_status"]=> string(7) "publish" ["comment_status"]=> string(4) "open" ["ping_status"]=> string(6) "closed" ["post_password"]=> string(0) "" ["post_name"]=> string(19) "odna-golova-horosho" ["to_ping"]=> string(0) "" ["pinged"]=> string(0) "" ["post_modified"]=> string(19) "2017-11-13 13:15:41" ["post_modified_gmt"]=> string(19) "2017-11-13 10:15:41" ["post_content_filtered"]=> string(0) "" ["post_parent"]=> int(0) ["guid"]=> string(43) "http://mjcc.ru/?post_type=news&p=65847" ["menu_order"]=> int(0) ["post_type"]=> string(4) "news" ["post_mime_type"]=> string(0) "" ["comment_count"]=> string(1) "0" ["filter"]=> string(3) "raw" }
search
theheadlessman-1170x780

Глава Торы «Толдот» начинается со слов: «Вот родословие (потомство) Ицхака…и было Ицхаку сорок лет… когда взял он Ривку…себе в жёны…и настало ей время родить, и вот – близнецы в чреве её». В ней Тора повествует нам о рождении, детстве и юности детей Ицхака – Якова и Эсава.

От Якова произошли «двенадцать колен Израиля» – весь наш народ. А Эсав отказался от той ответственности, которую накладывает на человека статус представителя избранного народа. Он сделал ставку на земные блага и стал вечным противником всего Б-жественного, и, как следствие этого, и всего еврейского. От него произошло несколько европейских народов, в различные исторические эпохи проявивших свои антисемитские наклонности, например, римляне и немцы.

Дальние родственники

Но, невзирая на то, что от него пошли такие потомки, Эсав всё же назван в нашей главе «родословием», «потомством» Ицхака. Да к тому же упомянут он рядом с Яковом – совершенным праведником – величайшим из праотцов. Чем объяснить такую мягкость по отношению к родоначальнику бандитов со стороны Книги Книг?

Ещё больше усиливает наш вопрос тот факт, что дядю наших главных героев – сводного брата Ицхака – Ишмаэля, который считается прародителем арабов, Тора ни разу не называет «потомством» Авраама. Хотя, если разобраться, то Ишмаэль был не большим разбойником, чем Эсав. Более того, об Ишмаэле сказано, что в конце жизни он раскаялся в своих грехах и встал на путь добра и справедливости. А что касается Эсава, то он тем и знаменит, что никогда и ни в чём не раскаивался. И тем не менее, у более коварного врага Тора обнаруживает еврейское родство и подчеркивает его право на духовное наследие нашего народа, когда называет Эсава «потомством» Ицхака. Где же логика? И если существует отличие между Ишмаэлем и Эсавом, то в чём оно?

Покатилась, покатилась голова…

Эсав, как и его брат Яков, родился в еврейской семье, но вся его жизнь, как, в общем-то, и смерть прошли в злодействе. Еврейский мыслитель рабби Хаим Йосеф Довид Азулаи (Хида) утверждает, что клипа, оболочка духовной нечистоты, которой Эсав окружил себя, намного хуже и чернее, чем клипа Ишмаэля… Поэтому сказали наши мудрецы: «К Эсаву нужно относиться как к еврею, который изменил вере своего народа…»

Чтобы разобраться в этом утверждении, изучим сначала один весьма любопытный Мидраш – устное предание.

Во время похорон Якова Эсав попытался загородить вход в гробницу праотцов – пещеру Махпела, где лежали другие предки еврейского народа: «Оставшееся место в пещере предназначено для меня, а не для Якова!»

Один из внуков Якова, возмущённый этими словами, нанёс наглецу столь сокрушительный удар, что отсёк ему голову. Голова грешника, отлетев, закатилась в гробницу, где и остаётся по сегодняшний день. Обезглавленное тело было погребено в другом месте – на горе Сэир.

Почему же голову нечестивца оставили в пещере праотцев? Ведь существует известное правило: «Злодея не хоронят рядом с праведниками». Всевышний настолько строго следит за этим, что однажды даже совершил чудо воскрешения из мёртвых, чтобы удалить тело лжепророка, которого похоронили рядом с пророком Элишей…

Как теряют… туловище

За ответом обратимся к учению хасидизма. Эсав стал злодеем из-за своего тела, в котором животное начало подавляло и гасило все добрые порывы и побуждения. Но в то же время, когда в сердце нечестивца бушевали греховные страсти, в глубине его сознания процветали «благие намерения», другими словами, его «голова» была «головой» праведника. Она заслуживала того, чтобы её похоронили в гробнице рядом с Авраамом и Ицхаком.

Ицхак знал о скрытом добре, которое кроется в его сыне, и пытался раскрыть его, дав Эсаву благословение.

Но правда заключалась в том, что внутренее добро, заключенное в Эсаве, может раскрыться, только его голова, то есть духовное начало, будет отделено от тела, то есть низменной материальности. И голова Эсава должна была «присоединиться» к Якову, ибо только Якову было дано очистить и вынуть из нечистой оболочки душу своего брата, потому что лишь ему и его потомству под силу извлечь искры святости, затерявшиеся в Мире хаоса. На это намекает тот же Хида, говоря, что «геры приходят в еврейство из сынов Эсава, но не из сынов Ишмаэля…» И действительно, величайшие мудрецы Торы Шмая и Автальон, Онкелос и рабби Меир были потомками Эсава – римлянами. Расставшись со своим «телом», то есть со своей прежней средой, со своим народом, они, подобно голове Эсава, реализовали сокровища своей души во всём великолепии.

Эсав — это голова!

Случай с головой Эсава служит примером для нас с вами. Ведь если уж голова антисемита нашла свой путь к еврейству, то тем более это должно произойти с теми нашими соплеменниками, временно отошедшими от Торы и заповедей. Общаясь с любым евреем, нужно помнить, что в его душе навечно запечатлены Десять Изречений, прозвучавшие для нашего народа на горе Синай. Поэтому не нужно смотреть на его «тело» – на тот образ жизни, те поступки, слова и мысли, которыми он маскирует свою «еврейскую голову». Именно в этом отличие Ишмаэля от Эсава. Ведь «голова» того, кто родился в еврейской семье, всегда остаётся «подключённой» к своему Б-жественному источнику. Как известно, «если прошла голова, то пройдёт и всё тело», а стало быть – давайте не забывать, что у нас на плечах!

Обработка и перевод Д. Б. Байтмана

Источник: ru.chabad.org

Читайте также

Оставить комментарий