47-й фильм Вуди Аллена «Светская жизнь» – это легкая, светлая ностальгия по далеким 30-м годам, рассказанная нам с фирменным алленовским обаянием, искрометной иронией и парадоксальной легкостью. История главного героя – Бобби Дорфмана (Джесси Айзенберг) – у другого режиссера вполне могла бы стать жесткой безнадежной драмой о нереализованных мечтах и безнадежной любви, не имеющей продолжения. Но для Вуди Аллена страдания не самоценны – любая драма оборачивается у него ироничной лирической комедией. Как сам режиссер выразил свое творческое кредо – «Задача каждого художника — найти противоядие от пустоты нашего бытия». И это спасительное лекарство – ирония великого режиссера.
Любопытный факт №1
“Светская жизнь”, как и предыдущие фильмы режиссера, снимался в обстановке строжайшей секретности – сюжет и даже название держались в тайне вплоть до премьеры. Всем членам съемочной группы категорически запрещено рассказывать или даже намекать о том, что же будет происходить в новом фильме Аллена. Вплоть до объявления премьеры на американском Imdb в фильмографии Вуди последний фильм так и значился «очередной секретный проект».
Хотя сюжет на первый взгляд прост и незатейлив. Время и место действия “Светской жизни” – любимый алленовский Нью-Йорк, 30-е годы 20 века.
В центре сюжета – история простого парнишки Бобби Дорфмана из бруклинской еврейской семьи, который приезжает к дяде – актерскому агенту в Голливуде в поисках работы в киноиндустрии. Бобби с восторгом погружается в богемный мир, проводником по которому становится милейшая секретарша дяди – Вонни. Пронизанный солнечными лучами Голливуд, умиротворяющий джаз, идеалистка Вонни в парящих платьях с волнующим голосом – от всего этого Бобби в мгновение ока теряет голову.
Весь юношеский восторг герой направляет на Вонни – чистая любовь, тактичные ухаживания и ни к чему не обязывающие поначалу свидания. Ночные беседы глаза в глаза. Но – все непросто в этом двуликом Голливуде. Наивности героя нет предела, он даже не подозревает, что столь возносимый им объект любви уже давно тайно встречается с его женатым дядей Филом. Классический любовный треугольник, осложненный родственными связями.
Разбитые мечты, возвращение в мрачноватый Нью-Йорк в семью, где мама, конечно же, главная и все время пилит своего мужа, бурчащий, но покорный отец с газетой круглые сутки, старший брат – гангстер, решающий проблемы при помощи цемента, в котором, исчезают тела неугодных соседей. Но Вуди Аллен не заостряет внимания на неудачах героя – как-то незаметно, стремительно и очень кинематографично жизнь Бобби приобретает новые краски – он становится успешным администратором знаменитого гангстерского ночного клуба. Новая жизнь, новая любовь – счастливая и беспечная семейная жизнь с радужными перспективами.
Но ирония жизни согласно велению великого Вуди вновь сталкивает Бонни с Вонни – герою предстоит увидеть, как женский идеал его юности превращается в расфуфыренную голливудскую фифу, часами болтающую несусветную чушь. Но… вновь – глаза в глаза, и искра, казалось бы, вновь возникает. Какое решение примет алленовский герой? Будем откровенны, абсолютно узнаваемое для поклонников режиссера, но от этого не менее достоверное и по-житейски понятное. Финал вызывает у зрителей светлую улыбку узнавания правды жизни – да, все так и должно быть. В мире героев Вуди Аллена – так и должно быть: без страданий на разрыв аорты, без душераздирающих драм. Жизнь-то продолжается. И она – неплоха, как ни крути.
Профессия: Вуди Аллен
Персонажи «Светской жизни», как и всегда у режиссера, нерешительные, рефлексирующие, зацикленные на своих сиюминутных желаниях, и одновременно в этом они невероятно обаятельны и импульсивны . Совсем не героичны и от этого пронзительно правдоподобны.
Актерский ансамбль, как и всегда у Вуди, безупречен: Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Стив Карелл, Дженни Берлин – все они создают невероятную атмосферу жизни, пронизанной нежностью, любовью, нелепостью и парадоксальностью.
«Светская жизнь» – это классическая сказка о любви, пропущенная сквозь призму ироничной философии мэтра. Любовь, которую жаждут, обретают, теряют, вновь находят и опять же теряют. «Жизнь – комедия, написанная писателем-садистом», – констатирует один из персонажей.
Тонкий юмор, пространные, но легкие для восприятия диалоги, излюбленные темы, ирония каждой сцене, трогательная рефлексия – «Светская жизнь» безупречно вписывается в общую картину творчества Вуди Аллена. Но, одновременно с этим, это – по-новому пронзительная история, открывающая режиссера с неожиданной стороны.
Любопытный факт №2
Вуди Аллен последние 30 лет своей карьеры выпускает фильмы по единой схеме – по одной картине в год. Запуск картины “Светская жизнь” произошел в конце лета 2015 года, а уже в начале 2016-го – режиссер ее завершил.
Любопытный факт №3
Вуди Аллен относится к той категории режиссеров, для которых съемки на пленку всегда были делом профессиональной чести. Однако «Светская жизнь» была снята на цифровую камеру – пойти на этот эксперимент режиссера сподвиг не менее великий оператор Витторио Сторара, имеющий три Оскара и опыт работы с Ф. Копполой и Б. Бертолуччи. Это был первый опыт совместной работы, и, что показательно – картинка удивительна по глубине, выразительности и достоверности по цвету – она буквально погружает нас в далекие 30-е годы. Чистый свет, заполняющий экран, подчеркивает одновременно ностальгию по старому Голливуду и сюжет фильма, наполненный юношескими наивными фантазиями.
«Светская жизнь»
Год – 2016
Страна – США
Режиссер, сценарий – Вуди Аллен
Оператор – Витторио Стораро
В главных ролях – Джесси Айзенберг, Стив Карелл, Дженни Берлин, Кристен Стюарт
Автор: Ксения Гамалея
Читайте также