1. Тора говорит о нисане: “Первый он у вас из месяцев года” (Шмот, 12:2). Прежде всего это означает, что, согласно Торе, отсчет месяцев года начинается с нисана (хотя сам год начинается с месяца тишрей, седьмого по счету). Кроме того, называя нисан “первым”, Тора намекает на его особое место среди месяцев года. Название нисан этот месяц получил лишь после возвращения евреев из Вавилонского пленения – в Торе он именуется авив (“весенний”). Кабала объясняет, что слово авив состоит из двух слов: ав (“отец”) и йод-бейт (“12”). Под этим подразумевается, что подобно тому, как сын получает питание от отца, так каждый из двенадцати месяцев года получает от нисана свое, если можно так сказать, “питание”. Другими словами, Всевышний прежде всего посылает Б-жественную энергию нисану, который в свою очередь распределяет ее между остальными месяцами года. В этом и заключается главенствующее положение нисана, и по этой причине он играет первостепенную роль и для нас: тщательность в исполнении заповедей в этом месяце служит ручательством того, что мы не снизим уровень исполнения заповедей в течение всего остального года.
2. С древнейших времен существует традиция – за 30 дней до каждого праздника начинать изучение законов, с этим праздником связанных. Особенно это важно в отношении Песаха, во время которого мы обязаны соблюдать многочисленные и чрезвычайно строгие запреты.
3. Почти через год после исхода из Египта, первого нисана началось освящение переносного Храма – Мишкана, построенного по указаниям Моше, которые он получил непосредственно от Всевышнего. Освящение продолжалось 12 дней, в течение которых в Мишкане ежедневно приносили жертвы, доставленные главой одного из 12-ти колен Израиля.
В память об этом принято ежедневно в течение первых двенадцати дней нисана читать отрывок из Торы, в котором перечисляются жертвоприношения главы одного из двенадцати колен Израиля. В сидуре этот текст называется “Чтение Торы в Хануку”, так как по решению мудрецов, он предназначен для чтения в этот праздник. Первого нисана читают от слов “И было в тот день, когда окончил Моше возводить Шатер откровения…” до конца перечисления жертвоприношений Нахшона сына Аминадава (Бемидбар, 7:1-17), второго – отрывок, начинающийся словами “Во второй день…” (там же, 7:18-23), третьего – “В третий день…” (там же, 7:24-29) и т. д. Тринадцатого нисана читают заключительную часть седьмой главы книги Бемидбар, начиная со слов “Вот – освящение жертвенника”, в которой подводится итог всем совершенным жертвоприношениям. Затем читают первые четыре стиха следующей, восьмой главы книги Бемидбар, о храмовой Меноре – в честь колена Леви, не участвовавшего в жертвоприношениях во время освящения Мишкана.
Принято читать эти отрывки сразу после молитвы “Шахарит”, но если забыли или не успели, это можно сделать в течение всего дня.
Каждый день после чтения соответствующего отрывка читают краткую молитву “Да будет воля Твоя…”, которая в сидуре следует за текстом “Чтение Торы в Хануку”. Эту молитву читают все, в том числе левиты и когены (несмотря на то, что глава колена Леви не участвовал в освящении жертвенника), так как, согласно Кабале, ее содержание относится ко всем еврейским душам (однако 13-го нисана ее не читают).
4. В течение всего месяца нисан не читают “Таханун”, а также следующие отрывки: “Властелин мира” после “Акейдат Ицхак” в “Тфилат гашахар”, “Да будет воля Твоя” и “Владыка миров” (там же, в разделе о жертвоприношениях); “Ламенацеях” после второго “Ашрей” (см. 25:2) и 86-ю главу книги Тегилим после “Ува лецион”; “Бегу рахум” и “Б-г долготерпеливый” перед чтением Торы – по понедельникам и четвергам; “Отец милосердный” после чтения Торы в “Шахарит” и “Милость Твоя…” после повторения хазаном “Амиды” в “Минхе” – по субботам; а перед “Биркат гамазон” читают 126 и 87 главы книги Теилим.
5. В течение всего месяца не постятся (см. также 110:7), кроме жениха и невесты в день их свадьбы, которые постятся даже в рош-ходеш месяца нисан (однако не в исру хаг после Песаха).
6. Все 30 дней перед Песахом не едят мацу – даже такую, которая непригодна для праздника.
7. Последняя суббота перед Песахом называется Шаббат агадоль (“Суббота великого [чуда]”). Перед первым в истории народа Израиля Песахом, еще в Египте, в эту субботу произошло великое чудо: египетские первенцы, узнав о предстоящей каре, ниспосланной на Египет Всевышним, – полном их истреблении, – восстали против фараона с требованием отпустить евреев. В результате вспыхнула недолгая, но кровопролитная гражданская война. Суть этого чуда заключалась в том, что в Египте, “срамном месте земли” (Брейшит, 42:9), нечистота трансформировалась настолько, что сама египетская скверна стала служить святости, и в память об этом суббота перед Песахом получила свое название.
8. После “Минхи” в Шаббат агадоль принято прочитывать первый раздел Агады (сказания об исходе из Египта) от слов “Рабами мы были” до слов “…чтобы искупить все наши грехи”.
9. Если Песах начинается в середине недели после Шаббат агадоль, то в “Маариве”, как всегда перед праздниками, не читают 91-ю главу Тегилим и “Кдушу” (см. 92:3). Но если первый день Песаха совпадает со следующей после Шаббат агадоль субботой, то по окончании Шаббат агадоль в “Маариве” читают и то, и другое.
10. Существует давний обычай, принятый во всех общинах народа Израиля: собирать пожертвования в пользу бедных, чтобы облегчить им возможность запастись на праздник мацой и всеми необходимыми продуктами. Этот обычай называется сбор меот хитим (“денег [на покупку] пшеницы”). Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон ввел также обычай, чтобы каждый, а в особенности тот, кто занимает в общине видное положение (раввин, шохет или кто-либо, кто заботится о нуждах общины), перед Песахом посылал своим знакомым в подарок три круглые мацы ручной работы для проведения “седера”.
http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/1810550