Сталкиваясь с группой, состоящей из отдельных личностей, – будь то община, нация, просто уличная толпа, – мы склонны приводить предстающих пред нами людей к некоему “общему знаменателю”. Среди них у кого-то лучшее образование, но таких меньшинство. Кто-то побогаче – но остальные заметно беднее. Кто-то более достойный, но у большинства – серьезные пороки.
Наше отношение к такому сообществу определяет не его “верхняя” планка, а – “нижняя”. Так учитель, обучая, ориентируется на уровень тех учеников, которые знают меньше других. Бизнесмен, назначая цену товара, ориентируется на самых прижимистых из числа потенциальных покупателей. А система безопасности банка рассчитана на то, чтобы предупредить действия людей, лишенных морали.
Иными словами, мы склонны рассматривать наши лучшие качества как нечто “дополнительное” к нашей “неизменной” сути.
Все мы рождаемся невежественными. Однако некоторые приобретают самые минимальные познания, иные же – чуть большие. Все мы рождаемся, не имея за душой ни гроша, заработанного нами самими. Но одни достигают лишь минимального уровня достатка, а другие сколачивают огромные состояния.
Мы все рождаемся “зацикленными” на себе, но воспитание прививает нам представления о морали. Поэтому есть люди высокоморальные, а есть – не очень. И так далее.
Но на человека существует и иной взгляд: человек наделен поистине бесконечным потенциалом, и все наши достижения – лишь частичная реализация этого потенциала. Иными словами, наш “общий знаменатель” куда выше “среднего уровня” – и даже выше любых достижений человека на земле.
Это отношение к человечеству выражено в законах Торы, касающихся корбан оле ве-йоред, “пропорциональных приношений”.
Двойной стандарт
Большинство приношений, совершение которых предписано Торой, строго фиксированы. В одних случаях Тора велит приносить в жертву годовалую овцу, присовокупив точно оговоренное количество плодов, вина и масла; в других – пару горлиц и т.д. Корбан оле ве-йоред (буквально – “восходящие и нисходящие приношения”) – исключение из этого правила. В шести случаях Тора оговаривает, что жертвы следует приносить, но состав этих жертв зависит от финансовых возможностей жертвователя.
Так, к примеру, родившая ребенка женщина должна принести две жертвы – ягненка и голубя. Но если она бедна, то она приносит лишь двух голубей. Очищаемый от проказы должен принести двух баранов и овцу. Однако если он беден, то должен принести барана и двух горлиц или двух молодых голубей.
Когда человек согрешил против клятвы свидетеля или, забывшись, дал ложную клятву, или если входил в Храм, или ел священную еду, будучи нечист, то существует несколько уровней грехоочистительной жертвы. Человек зажиточный приносит в жертву самку мелкого скота, овцу или козу. Если же не хватит у него денег на овцу, пусть его жертвой будут два голубя. Когда же человек совсем беден, он в жертву приносит толику тонкой пшеничной муки.
Эти приношения, установленные Торой, имеют характер личных обязательств, возлагаемых на отдельного человека. Однако возможна ситуация, когда один человек выразит готовность выполнить обязательства другого. В этом случае закон устанавливает, что “размер” жертвы будет равен размеру жертвы, возлагаемой на того, чей достаток больше.
Маймонид пишет (Законы очистительных жертв, 5:11): “Если говорит богатый: “Я принимаю обязательство принести жертву за этого человека, пораженного проказой”, а прокаженный беден, то приносится жертва, положенная богатому, ибо богатый брал обет. Если скажет бедный: “Я принимаю обязательство принести жертву за этого человека, пораженного проказой”, а пораженный проказой живет в достатке, то приносится жертва богача, ибо принявший обет обещал принести жертву богатого человека”.
Было бы логично, если жертва за другого приносилась бы сообразно статусу принявшего обет и была бы пропорциональна его возможностям. Логика, хоть и другого рода, была бы и в том, что характер жертвы определяется статусом того, за кого приносится жертва. Но мы видим, что обычная логика здесь не работает. И фактически применяется двойной стандарт, то есть в одном случае, когда жертву за другого приносит богатый, ее характер определяется статусом жертвователя, а в другом – статусом того, за кого приносится, – и опять же жертва оказывается максимальной.
Повышение статуса
В этом правиле заключен глубокий урок для всех нас. Следует осознать, в чем состоит наша взаимная ответственность и как нам нужно относиться к ближнему. Каждый человек изначально “богат”, и разница между нами лишь в том, до какой степени каждому удалось реализовать свой потенциал.
Поэтому, когда человек принимает на себя ответственность за ближнего и намеревается помогать ему, оба участника такой ситуации возвышаются до статуса того, кто богаче. И если “даритель” реализовал свой потенциал в большей степени, то к тому же он поощряет и “одариваемого”. Если же “бедняк” берется помочь “богатому”, то он вовсе не принимает на себя обязательство, превышающее его возможности. И правда: ведь он обладает таким же потенциалом, как и “богач”. А само сочувствие к тому, кто “превосходит” иных по уровню жизни, активизирует этот потенциал. И все это возвышает сочувствующего до той ступени, когда он действительно может привнести что-то существенное в жизнь своего “зажиточного” ближнего.
Источник: http://ru.chabad.org
Познавательная статья. Подняты вопросы нравственности и гуманности человека.
Раиса