На этой неделе я вспомнил эпизод, пережитый мной в детстве. Однажды я сопровождал отца в туристическое агентство Айзенбах на улице Меа Шеарим в Иерусалиме. Лет 30-40 назад это была известная контора. Приятным человеком был и сам Айзенбах, руководивший агентством. Он с отцом долго беседовали, видимо, о семейной истории. Разговор этот я по большей части не понимал и не запомнил, но помню, как Айзенбах вынул из бумажника маленькую фотографию и сказал, что это фото его отца, и добавил: «Если ты носишь с собой фотографию отца, это помогает тебе в Богобоязненности».
Я не знаю, откуда он взял эту «сгулу». Возможно, он основывался на сказанном в нашей недельной главе Вайехи. Среди благословений, которыми праотец Яаков благословил перед смертью своих сыновей – будущих глав колен, мы видим сказанное Йосефу: «Благословение твоего отца более благословений моих родителей». Раши поясняет это так: «Когда жена Потифара соблазняла Йосефа, он увидел лицо своего отца и удержался от греха». Таким благословенным было явившееся Йосефу изображение отца!
Эти слова из благословений Яакова включены в молитву «Веитен леха», произносимую на исходе каждого Шабата после ѓавдалы. А из самой истории Ребе делает такой вывод:
«Эта тема, как и все темы Торы, учит важному все поколения, вплоть до кануна прихода Машиаха, до наших времен… Йосефу помог именно образ его отца Яакова, а не просто воспоминание об отце. И любой еврей – когда он оказывается перед испытанием, когда ему кажется, что он раб у египтян, должен представить себе «образ Яакова». А как? Сказано в Талмуде, что красота Яакова была подобна красоте первого человека, Адама, а тот был творением Самого Всевышнего. Пусть человек знает, что он сотворен по образу и подобию Всевышнего, и это поможет ему устоять в испытании».
А я лично думаю, что больше, чем фотография отца в бумажнике, поможет человеку фотография нашего Ребе.
Читайте также