Начинаем серию публикацией статей нашего постоянного автора и блогера, пишущего для еврейских девушек о цниюте, еврейских традициях, скромности, моде и красоте, Штерны Сары Белькиной. Первая – о любви к себе и к окружающим.
Если девушка выходит из дома в вытянутой кофте и с немытыми волосами – значит, она не уважает ни себя, ни других, ни Всевышнего. Если она скажет, что она не зацикливается на материальном, её волнует духовность или наука, кто-то, может, ей и поверит, но не я. Существуют нормы. И понятия. Откройте любой словарь синонимов , и вы ни в одном из них не увидите в одном ряду со “скромностью” слова “неопрятность”, “убогость” .
Скептически относящиеся к погоне за модой и им сочувствующие, непонятно, против чего протестуют. Если против общества потребления, агрессивной рекламы и навязывания стандартов, определяющих “успех” – аргумент, но зачем протестовать или выражать точку зрения на социальные проблемы (всем бы такие проблемы…) – нелюбовью к себе?
Так вот, внешний вид – не всегда одежда.В моей семье никогда не культивировали чрезмерную любовь к моде. Мы читали журналы, ходили на шоппинг (или летали), слушали советы стилистов, но большее внимание уделялось совсем другим вещам. Мама учила меня, что самое главное в образе – гармонично сочетаться с окружением, при этом, не сливаясь с ним. Быть опрятной, аккуратной и женственной. Примером для меня была и с Б-жьей помощью ещё долгие годы будет оставаться бабушка. Своими платьями из ГДР и нарядами, сшитыми самостоятельно, она гордится до сих пор. Она не могла позволить себе выглядеть плохо. Жена офицера, жена своего мужа! Сколько я её помню – она была блондинкой. Никогда не выходила на улицу без укладки (до сих пор кипятит бигуди), макияжа, сумочки и улыбки, и даже не фотографируется в таком виде для семейных архивов… И на похороны мужа, а это уже совсем исключительный случай, она оделась так, что у меня не хватает слов описать. Она выглядела элегантной, ухоженной, в меру нарядной и в то же время – соответствующе траурному событию. В день прощания с родственниками, простительно всё, любая неряшливость. Её же внешний вид излучал уважение и любовь к дедушке, но источал при этом глубокую скорбь.
Дело не в луках, не в модных журналах, не в туфлях и сумках, а в умении передать своё внутреннее я. В искусстве быть такой, какой женщина должна быть – к р а с и в о й. В искусстве быть собой. В конце концов, это заповедано Торой.
Уважение к Творцу, к себе(!), к своему народу выражается внешне. Как иначе, если большую часть информации о потоке людей, проходящих мимо нас в течение дня, мы получаем невербально?
Подтвердить мои высказывания могут законы Торы.
Например те, которые касаются замужних – чтобы не расслаблялись :). Все знают об обязанности женщины следить за собой (в частности, когда речь говорит о походе в микву), и со стороны мужчины – обновлять два раза в год её гардероб.
А Эзра и Нехемия после разрушения Первого храма, когда евреи вернулись в Израиль, и вовсе установили закон, чтобы торговцы парфюмерией обязательно заезжали в еврейский районы. Об этом я бли недер подготовлю отдельный материал. Еврейские девушки не должны были сливаться с остальными народами, но выглядеть соответствующе, были обязаны. И не показаться ни дай Б-г менее ухоженной или неопрятной!
Любая девушка по своей природе хочет выглядеть хорошо. Любая девушка, женщина, пожилая женщина, старушка. Модно-не модно, стильно-не стильно, но это норма. Норма не моральная, не сложившаяся исторически, а заложенная в нас изначально. Норма одеваться в ногу со временем (см.закон о двухразовом полном обновлении гардероба. Одно из уточнений – наряды должны были быть такими, какие носили в данной местности).
В день, когда я начала писать этот пост, я наткнулась на фотографию стильной, уверенной в себе благородной женщины за 50 – рекламу меховых изделий в Vogue. Такой я вижу себя лет через 40. Вот, что значит – выражение своего “я”. Строгость, элегантность, экстравагантность и неоднозначная красная оправа. При чём тут общество потребления? При чём тут навязывание стандартов? Это простые истины. Непритязательный, благородный внешний вид…
У послевоенного поколения за редким исключением была возможность следить за собой, но некоторым, тем не менее, это удавалось.
Если вернувшиеся из Вавилона еврейские семьи, поселившиеся на развалинах, начинавшие жизнь с нуля, могли разрушиться из-за того, что женщины теряли себя в проблемах, переставали быть собой, то что уж говорить о нас? Не имеет значения ни статус, ни семейное положение, ни количество или отсутствие детей.
Один из синонимов “скромности” – “благопристойность”. А теперь вернитесь к первому абзацу…
Штерна Сара Белькина