Было уже за полночь; в купе поезда из Брянска в Москву был слышен тихий стук колёс, а я думал о «Ноевом ковчеге в современном варианте». Еврейский Брянск радовался в эту среду на празднике моего друга, раввина города шалиаха р.Менди Закласа и его супруги, на бар-мицве их старшего сына Моше. Я тоже был на этом празднике вместе с многочисленными родственниками, приехавшими из разных мест, и раввинами ближних городов. Мы танцевали вместе с замечательной общиной Брянска.
А в четверг я опять возвращался в Москву – уже из Архангельска. Там я участвовал в начале работы новой синагоги и еврейского центра, которые открыл Главный раввин России р.Берл Лазар. И в Архангельске у евреев города был праздник: красивое новое здание, свиток Торы, уроки Торы, еврейской традиции и хасидизма – есть чем гордиться.
Я вспоминал о двух этих событиях и думал: вот он, современный Ноев ковчег.
О Ноахе Тора говорит, что он был «праведником в своём поколении». Тора хвалит его так, как не хвалит и праотцев. И тем не менее наши мудрецы разошлись во мнениях о праведности Ноаха. Одни говорят, что он был полным праведником даже в своём поколении, а другие – что только по сравнению с его поколением он мог считаться праведником. И вопрос состоит в следующем: если Ноах был лишь относительным праведником, зачем нам это знать? Почему бы Торе не опустить слова «в своём поколении» и не дать нам понять, что Ноах был праведником по всем мнениям?
Через две недели мы будем читать о жителях Сдома, которые вели себя самым грабительским и аморальным образом. Всевышний принимает решение стереть с лица земли Сдом и соседние города. Авраѓам узнаёт об этом плане и спешит на помощь злодеям, умоляя Всевышнего их пощадить, и не ограничивается спасением своих родственников.
Когда Моше видит, что Всевышний гневается на евреев за грех золотого тельца, он неустанно молит о прощении за них. Казалось бы, эти люди нарушили великую Б-жественную программу, но Моше в стремлении спасти их доходит до просьбы «а если нет, сотри меня из книги, которую Ты написал».
А Ноах, получив приказ войти в ковчег перед приближающимся потопом, ни за кого не молился и никого, кроме своей семьи, не пытался спасать. Поэтому он был лишь «относительным праведником».
Каждая история в Торе чему-то учит нас. Первый урок таков: если угрожает беда, нельзя ограничиваться спасением близких нам людей, как спас Ноах свою семью в ковчеге. Нужно стараться ради всех. Тот, кто заботится лишь о своём спасении, будет в лучшем случае «относительным праведником».
Второй урок из истории Потопа состоит в следующем. Когда потоп окончился, Ноах получил Б-жественный приказ: «Выйди из ковчега!» В ковчеге Ноах и его семья жили на всём готовом, не подвергаясь воздействию потопа, защищённые от всего. Но Всевышний говорит ему: Теперь время выйти, возрождать окружающий мир, вносить духовность в каждый его элемент.
В Брянске, в Архангельске я видел пример Ноева ковчега – но на современный лад. По указанию Ребе там строят жизнь Торы, но так, чтобы заботиться о духовном благе любого и каждого еврея. Создаётся община, строятся общинные учреждения и синагоги, однако никто не замыкается в их стенах. Молодые шалиахи едут в неизвестные им города, выходят из своих «ковчегов», внутри которых было хорошо и покойно жить жизнью Торы, чтобы дать еврейским душам выполнить их предназначение в мире.
Таков наш путь: строить ковчег, чтобы другие вышли из ковчега. Я мечтаю о том, чтобы мы построили наши семьи, наши Ноевы ковчеги так, чтобы у нас было желание выйти и пойти навстречу незнакомым евреям и помогать им в материальном и духовном.
Гут шабес
Шия