Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Ни рыба ни мясо

13 июня 2022 / Главная / Иудаизм / Глава Торы / Книга Бемидбар / Бегаалотха / Уроки главы
search

На второй год по исходу из Египта евреи возроптали, что хотят мяса. Всевышний повелел Моисею передать им, что в течение месяца у них будет столько мяса, что они начнут испытывать к нему отвращение. Моисей ответил: “Я нахожусь среди шестисот тысяч взрослых воинов, а Ты говоришь, что дашь им мяса на месяц. Даже если мелкий и крупный скот зарезать для них, найдется ли им достаточно? Даже если всех рыб морских собрать для них, найдется ли им достаточно?” В конце главы рассказывается о том, что Всевышний ветром пригнал перепелов, и евреи ели их мясо вместо мяса скота. Затем Всевышний поразил многих из тех, кто роптал против Него.

Почему Моше говорит: “Даже если собрать всех морских рыб…”[1] – ведь у него просили мясо, а о рыбе вообще речи не было?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратить внимание на то, что ранее Моше сказал: “Откуда у меня мясо?”[2] Моше находился на таком высоком духовном уровне, что для него невозможно было спуститься на духовную ступень, где жизненную энергию получают из мяса. Мясо огрубляет. Поэтому невеждам запрещено есть мясо[3], ибо только знаток Торы может духовно возвысить его[4]. Однако Моше достиг настолько возвышенной ступени духовности, что для него даже такая духовная высота, считалась бы шагом вниз. Таким образом, его слова “я нахожусь среди шестисот тысяч взрослых воинов, а Ты говоришь, что дашь им мяса” означают следующее: я – духовный уровень Моше – нахожусь среди евреев, как же Ты говоришь, чтобы я давал им мясо? “Если зарезать для них мелкий и крупный скот, найдется ли им достаточно?” – ведь духовная суть крупного ли, мелкого ли скота найдет их, и, преследуя, настигнет их и потянет вниз, и упадут они с уровня Моше.

И далее Моше говорит: “Даже если собрать всех морских рыб…” – по следующей причине. Все, что есть на суше, имеет аналог в морях[5]. В реальности моря мясо – это рыба. Однако понятие моря ассоциируется с миром сокрытия, а понятие суши – с миром раскрытия[6]. Так вот, огромный спуск вниз до уровня мира раскрытия – чтобы быть в состоянии есть мясо животных, живущих на суше, и духовно возносить его, при этом не проваливаясь в материализм, – можно облегчить, предварительно спустившись в мир сокрытия, к которому относятся морские рыбы. С их помощью можно затем безопасно спуститься на более низкий уровень. (На этом основан еврейский обычай есть сначала рыбу, а потом – мясо.) Однако, для уровня Моше остается верным то же самое: “Даже если всех рыб морских собрать для них, найдется ли им достаточно?” – даже духовная суть рыб может утянуть вниз с уровня Моше.[7]

(Это можно объяснить в свете сказанного в другом месте о том, что Моше относится к душам мира Ацилут[8] категории Адама, в отношении которого сказано: “Владычествуйте над рыбами морскими…”[9]. То есть он даже выше, чем возвышенные души, которые называются “рыбы морские”[10] или “птицы небесные”. Поэтому даже в том, что касается пищи, питание материальной рыбой или мясом представляет собой нисхождение на более низкий уровень для Моше, чей духовный уровень в высших мирах выше аспекта “морских рыб”. Что же касается хлеба, то, хотя его уровень ниже уровня мяса, тем не менее его духовный источник гораздо выше, как об этом говорится в объяснении стиха “два хлеба на двух ягнятах”[11]. Поэтому библейская заповедь произносить благословение после еды относится только к хлебу. И не случайно ман, который называется “пища мудрости” (Зогар, глава Бешалах, 62а) нисходил только в заслугу Моше[12].)[13]

Однако Всевышний пригнал ветром перепелов. Поскольку птицы находятся на более высоком уровне, чем мясо скота. Духовный источник скота – “лик быка” в Колеснице, а духовный источник птиц – крувим[14]. Кроме того, эти перепелки были весьма жирны, и, как написано в Талмуде, их жир пропитывал двенадцать хлебов[15]. Ибо красное мясо ассоциируется с атрибутом суровости (Гвура), а белый жир – с атрибутом доброты (Хесед)[16].

Перевод и комментарии Якова Ханина

 

ПРИМЕЧАНИЯ
 
1.
Пятикнижие, книга Бемидбар, 11:22.
 
2.
Там же, 11:13.
 
3.
Талмуд, трактат Псахим, 49б.
 
4.
Буквальный смысл запрета состоит в том, что невежда не может исполнить все законы, связанные с приготовлением мяса. Хасидское учение объясняет, что в процессе еды задача еврея – духовно возвысить поглощаемую пищу, вознести ее к святости. Физический аспект мяса настолько силен, что вознести его может только тот, кто благодаря изучению Торы достиг высокого духовного уровня.
 
5.
Трактат Хулин, 123б.
 
6.
Мир Сокрытия – алма деиткасья – духовный мир, непосредственно связанный с Творцом. Творения в этом мире, в отличие от мира Раскрытия – алма деитгалья – не ощущают себя как нечто отдельное от Творца. В то же самое время мир сокрытия недоступен непосредственному постижению из мира раскрытия.
 
7.
Таким образом вопрос Моше состоит в следующем. Духовный уровень Моше существенно превосходит мир сокрытия и тем более мир раскрытия. Учитывая, что этот уровень Моше в данный момент пребывает среди народа Израиля, привести евреев на уровень морских рыб – мира сокрытия, – не говоря уже об уровне мяса скота – мира раскрытия, – означает опустить их на более низкий уровень.
 
8.
Творение мироздания осуществляется Всевышним посредством ишталшелут – системы последовательных сжатий изначального первичного Б-жественного света. Результатом каждого сжатия является определенный мир. Самый высший из миров – мир эманации Ацилут, за которым следуют мир создания Брия, мир формации Йецира, и самый нижний – мир действия Асия.
 
9.
Пятикнижие, книга Берейшит, 1:28.
 
10.
Алтер Ребе в маамаре “Левиафан” (Ликутей Тора, гл. Шмини) объясняет, что есть праведники, уподобленные быкам, чья основная духовная задача– приносить свет Всевышнего в физический мир посредством исполнения заповедей, связанных с физическими действиями. Праведники, уподобленные рыбам, находятся на более высоком уровне (Зогар, ч. 3, 187б) и способны привлекать свет Всевышнего в физический мир посредством изучения Торы.
 
11.
Пятикнижие, книга Вайикра, 23:20. Согласно учению хасидизма, тот факт, что во время жертвоприношения первых плодов следует возлагать хлеба поверх ягнят, указывает на то, что духовный источник хлеба возвышенней, чем мясо.
 
12.
Ман в Торе называется “хлеб”. Все духовные и физический миры сотворены посредством десяти атрибутов: Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание), Хесед (доброта), Гвура (суровость), Тиферет (красота), Нецах (победа), Од (признание), Йесод (основание) и Малхут (царство). Моше ассоциируется с уровнем Хохма, а праведники, которые называются “рыбы морские” – с уровнем Бина.
 
13.
Комментарий Цемах Цедека.
 
14.
В видении пророка Йехезкеля (стих 1:10) рассказывается о четырех ангелах с ликами животных, несущих Б-жественную колесницу. Крувим – ангелы еще более высокого уровня.
 
15.
Трактат Йома, 75б. То, что мясо перепелов клали поверх хлеба, указывает на его более высокий духовный уровень.
 
16.
Требование евреев о мясе выражало жестокую неблагодарность по отношению к Творцу. Если бы Всевышний выполнил это требование буквально, дав евреям мясо скота, последовавшее за тем наказание могло оказаться невыносимым, поскольку духовный источник мяса скота коренится в Гвуре – атрибуте суровости, на что указывает его красный цвет. Заменив его жирным мясом перепелов, духовный источник которого в Хесед – атрибуте доброты, на что указывает его белый цвет, – Всевышний привел к смягчению наказания.

Оставить комментарий

Читайте также
11