На второй год по исходу из Египта евреи возроптали, что хотят мяса. Всевышний повелел Моисею передать им, что в течение месяца у них будет столько мяса, что они начнут испытывать к нему отвращение. Моисей ответил: “Я нахожусь среди шестисот тысяч взрослых воинов, а Ты говоришь, что дашь им мяса на месяц. Даже если мелкий и крупный скот зарезать для них, найдется ли им достаточно? Даже если всех рыб морских собрать для них, найдется ли им достаточно?” В конце главы рассказывается о том, что Всевышний ветром пригнал перепелов, и евреи ели их мясо вместо мяса скота. Затем Всевышний поразил многих из тех, кто роптал против Него.
Почему Моше говорит: “Даже если собрать всех морских рыб…”[1] – ведь у него просили мясо, а о рыбе вообще речи не было?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратить внимание на то, что ранее Моше сказал: “Откуда у меня мясо?”[2] Моше находился на таком высоком духовном уровне, что для него невозможно было спуститься на духовную ступень, где жизненную энергию получают из мяса. Мясо огрубляет. Поэтому невеждам запрещено есть мясо[3], ибо только знаток Торы может духовно возвысить его[4]. Однако Моше достиг настолько возвышенной ступени духовности, что для него даже такая духовная высота, считалась бы шагом вниз. Таким образом, его слова “я нахожусь среди шестисот тысяч взрослых воинов, а Ты говоришь, что дашь им мяса” означают следующее: я – духовный уровень Моше – нахожусь среди евреев, как же Ты говоришь, чтобы я давал им мясо? “Если зарезать для них мелкий и крупный скот, найдется ли им достаточно?” – ведь духовная суть крупного ли, мелкого ли скота найдет их, и, преследуя, настигнет их и потянет вниз, и упадут они с уровня Моше.
И далее Моше говорит: “Даже если собрать всех морских рыб…” – по следующей причине. Все, что есть на суше, имеет аналог в морях[5]. В реальности моря мясо – это рыба. Однако понятие моря ассоциируется с миром сокрытия, а понятие суши – с миром раскрытия[6]. Так вот, огромный спуск вниз до уровня мира раскрытия – чтобы быть в состоянии есть мясо животных, живущих на суше, и духовно возносить его, при этом не проваливаясь в материализм, – можно облегчить, предварительно спустившись в мир сокрытия, к которому относятся морские рыбы. С их помощью можно затем безопасно спуститься на более низкий уровень. (На этом основан еврейский обычай есть сначала рыбу, а потом – мясо.) Однако, для уровня Моше остается верным то же самое: “Даже если всех рыб морских собрать для них, найдется ли им достаточно?” – даже духовная суть рыб может утянуть вниз с уровня Моше.[7]
(Это можно объяснить в свете сказанного в другом месте о том, что Моше относится к душам мира Ацилут[8] категории Адама, в отношении которого сказано: “Владычествуйте над рыбами морскими…”[9]. То есть он даже выше, чем возвышенные души, которые называются “рыбы морские”[10] или “птицы небесные”. Поэтому даже в том, что касается пищи, питание материальной рыбой или мясом представляет собой нисхождение на более низкий уровень для Моше, чей духовный уровень в высших мирах выше аспекта “морских рыб”. Что же касается хлеба, то, хотя его уровень ниже уровня мяса, тем не менее его духовный источник гораздо выше, как об этом говорится в объяснении стиха “два хлеба на двух ягнятах”[11]. Поэтому библейская заповедь произносить благословение после еды относится только к хлебу. И не случайно ман, который называется “пища мудрости” (Зогар, глава Бешалах, 62а) нисходил только в заслугу Моше[12].)[13]
Однако Всевышний пригнал ветром перепелов. Поскольку птицы находятся на более высоком уровне, чем мясо скота. Духовный источник скота – “лик быка” в Колеснице, а духовный источник птиц – крувим[14]. Кроме того, эти перепелки были весьма жирны, и, как написано в Талмуде, их жир пропитывал двенадцать хлебов[15]. Ибо красное мясо ассоциируется с атрибутом суровости (Гвура), а белый жир – с атрибутом доброты (Хесед)[16].
Перевод и комментарии Якова Ханина