Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Не зальет — так успокоит

10 октября 2018 / Главная / Иудаизм / Глава Торы / Книга Берешит / Ноах / Уроки главы
search
noah-shtorm

Основным сюжетом главы Торы «Ноах» является рассказ о Всемирном потопе. И хотя эта катастрофа произошла более четырех тысяч лет назад, ее история и сегодня остается столь же злободневной и актуальной. Ведь Тора, как известно, не просто рассказывает нам о «делах давно минувших дней» – все, что сказано в ней, служит указанием для нас – живущих теперь. Интересно, например, какие уроки мы должны извлечь из следующей фразы: «И был потоп сорок дней на земле; и умножились воды и понесли ковчег, и поднялся он над землей».

За помощью обратимся к Скрытой Торе – учению хасидизма.

Алтер Ребе – первый Ребе Хабада, автор «Тании» – в своей книге «Тора Ор» говорит, что потоп нельзя рассматривать лишь как наказание человечеству за его грехи, так как благодаря этому бедствию наконец-то очистился мир, бывший нечистым от начала сотворения своего. Вот почему воды потопа прибывали именно сорок дней — число, которое соответствует минимальному объему миквы – сорок сеа воды. По этой же причине потоп Писание называет – «водами Ноаха» или дословно «водами успокоения».

Но самое интересное, что Алтер Ребе проводит параллель между бушующими водами Всемирного потопа и ежедневными хлопотами и заботами человека о заработке. И те, и другие называются «великими водами», и, по мнению автора, именно они способны смыть с еврея то инородное и наносное, что пристало к его душе, и привести его к истинному умиротворению и успокоению.

Так как же все-таки связанны между собой такие понятия, как забота о заработке, потоп и миква?

Секрет миквы – специального бассейна, способного устранять ритуальную нечистоту – заключается в полном неощущении собственного существования перед лицом Всевышнего в момент окунания. Это состояние называется битуль и является одним из главных качеств, которые порождает в еврее его Б-жественная душа.

Судите сами: ритуальна нечистота – это лишь результат отделения, а затем отдаления человека от Творца, ведь Б-г не может быть «ритуально нечистым», а значит, то, что сейчас нечисто, не ощущает себя частицей Б-га. Но, отбросив все личное и «растворившись» во Всевышнем, как в микве, человек снова получает возможность соединиться с Бесконечностью, которая чиста по определению.

Намек на эту идею мы находим и в Открытой Торе – в области Галахи – еврейского Закона.

Рабби Мойше бен Маймон (Рамбам) говорит, что очищаемый человек должен окунуться в воду, объем которой не менее сорока сеа, то есть в такое количество воды, «которое покроет все тело человека». Обратите внимание, что слово «окунется» – «итболь» состоит из тех же букв, что и слово «битуль» – «неощущение, отвлечение от самого себя». Это значит следующее: когда человек аннулирует собственное «я» в пользу Всевышнего, то он возвышается настолько, что становится «чистым сосудом» для Святости.

Аналогичный результат приносят и заботы еврея о своем заработке. Миттелер Ребе – второй Любавический Ребе – как-то сказал, что бизнесмены превосходят раввинов, «сидящих в шатрах», в вопросе реального, а не теоретического восприятия Б-жественного присутствия в своей повседневной жизни. Такие люди с большой серьезностью и вниманием относятся ко всему, что происходит с ними и вокруг них. В какой-то момент они овладевают искусством «чтения знаков» Свыше и начинают воочию видеть и ощущать ашгаха пратит – абсолютное Б-жественное провидение, тотальный контроль Творца над всем происходящим в системе мироздания.

Из-за ощущения собственного бессилия перед развивающимся сюжетом бытия в сознании еврейского бизнесмена, как и в сознании любого обычного еврея, переживающего о своем заработке, происходит своеобразный надлом. В результате он начинает полностью отдавать себе отчет в том, что «все находится в руках Небес». То есть, от нас, людей, почти ничего не зависит. Но это почти «дорогого стоит», так как способно кардинально изменить результат наших физических усилий.

Ведь в некотором смысле Б-жественное провидение не властно над нами, так как при помощи изучения Торы, исполнения заповедей и молитвы еврей может призвать Всевышнего изменить Свое мнение по поводу его будущего. Таким образом, наша жизнь всецело находится в наших руках.

Таким образом, заботы и хлопоты о «хлебе насущном», которые иногда омрачают наше с вами существование, необходимы для того, чтобы мы, надломив собственное «я» и растворившись в Творце, стали сосудами для Бесконечной Святости. Как и в случае с «водами потопа», истинный смысл «великих вод» (всех наших забот и волнений) заключается вовсе не в том, чтобы, не дай Б-г, наказать нас, а только чтобы ополоснуть нас и очистить от всего недоброго, что пристало к нашим душам извне. А раз в самом «потопе» смысла нет, а необходимы лишь его результаты, то выходит, что финал сюжета полностью в наших руках:

Ничто не мешает нам в мгновение ока проникнуться идеей абсолютного Б-жественного провидения и, выполнив все, что требует от нас Творец, тем самым наконец-то отмыться от всех видов ритуальной нечистоты. И тогда в одночасье весь мир обретет долгожданное «умиротворение и успокоение» как в духовном, так и в материальном отношении.

Вольный пересказ беседы Ребе в субботу главы «Брейшит» в 5713 (1952) г. Изложение р-на Дов-Бера Байтмана.

Оставить комментарий

Читайте также