Основным сюжетом главы Торы “Ноах” является рассказ о Всемирном потопе. И хотя эта катастрофа произошла более четырех тысяч лет назад, ее история и сегодня остается столь же злободневной и актуальной. Ведь Тора, как известно, не просто рассказывает нам о “делах давно минувших дней” – все, что сказано в ней, служит указанием для нас – живущих теперь. Интересно, например, какие уроки мы должны извлечь из следующей фразы: “И был потоп сорок дней на земле; и умножились воды и понесли ковчег, и поднялся он над землей”.
За помощью обратимся к Скрытой Торе – учению хасидизма.
Алтер Ребе – первый Ребе Хабада, автор “Тании” – в своей книге “Тора Ор” говорит, что потоп нельзя рассматривать лишь как наказание человечеству за его грехи, так как благодаря этому бедствию наконец-то очистился мир, бывший нечистым от начала сотворения своего. Вот почему воды потопа прибывали именно сорок дней – число, которое соответствует минимальному объему миквы – сорок сеа воды. По этой же причине потоп Писание называет – “водами Ноаха” или дословно “водами успокоения”.
Но самое интересное, что Алтер Ребе проводит параллель между бушующими водами Всемирного потопа и ежедневными хлопотами и заботами человека о заработке. И те, и другие называются “великими водами”, и, по мнению автора, именно они способны смыть с еврея то инородное и наносное, что пристало к его душе, и привести его к истинному умиротворению и успокоению.
Так как же все-таки связанны между собой такие понятия, как забота о заработке, потоп и миква?
Секрет миквы – специального бассейна, способного устранять ритуальную нечистоту – заключается в полном неощущении собственного существования перед лицом Всевышнего в момент окунания. Это состояние называется битуль и является одним из главных качеств, которые порождает в еврее его Б-жественная душа.
Судите сами: ритуальна нечистота – это лишь результат отделения, а затем отдаления человека от Творца, ведь Б-г не может быть “ритуально нечистым”, а значит, то, что сейчас нечисто, не ощущает себя частицей Б-га. Но, отбросив все личное и “растворившись” во Всевышнем, как в микве, человек снова получает возможность соединиться с Бесконечностью, которая чиста по определению.
Намек на эту идею мы находим и в Открытой Торе – в области Галахи – еврейского Закона.
Рабби Мойше бен Маймон (Рамбам) говорит, что очищаемый человек должен окунуться в воду, объем которой не менее сорока сеа, то есть в такое количество воды, “которое покроет все тело человека”. Обратите внимание, что слово “окунется” – “итболь” состоит из тех же букв, что и слово “битуль” – “неощущение, отвлечение от самого себя”. Это значит следующее: когда человек аннулирует собственное “я” в пользу Всевышнего, то он возвышается настолько, что становится “чистым сосудом” для Святости.
Аналогичный результат приносят и заботы еврея о своем заработке. Миттелер Ребе – второй Любавический Ребе – как-то сказал, что бизнесмены превосходят раввинов, “сидящих в шатрах”, в вопросе реального, а не теоретического восприятия Б-жественного присутствия в своей повседневной жизни. Такие люди с большой серьезностью и вниманием относятся ко всему, что происходит с ними и вокруг них. В какой-то момент они овладевают искусством “чтения знаков” Свыше и начинают воочию видеть и ощущать ашгаха пратит – абсолютное Б-жественное провидение, тотальный контроль Творца над всем происходящим в системе мироздания.
Из-за ощущения собственного бессилия перед развивающимся сюжетом бытия в сознании еврейского бизнесмена, как и в сознании любого обычного еврея, переживающего о своем заработке, происходит своеобразный надлом. В результате он начинает полностью отдавать себе отчет в том, что “все находится в руках Небес”. То есть, от нас, людей, почти ничего не зависит. Но это почти “дорогого стоит”, так как способно кардинально изменить результат наших физических усилий.
Ведь в некотором смысле Б-жественное провидение не властно над нами, так как при помощи изучения Торы, исполнения заповедей и молитвы еврей может призвать Всевышнего изменить Свое мнение по поводу его будущего. Таким образом, наша жизнь всецело находится в наших руках.
Таким образом, заботы и хлопоты о “хлебе насущном”, которые иногда омрачают наше с вами существование, необходимы для того, чтобы мы, надломив собственное “я” и растворившись в Творце, стали сосудами для Бесконечной Святости. Как и в случае с “водами потопа”, истинный смысл “великих вод” (всех наших забот и волнений) заключается вовсе не в том, чтобы, не дай Б-г, наказать нас, а только чтобы ополоснуть нас и очистить от всего недоброго, что пристало к нашим душам извне. А раз в самом “потопе” смысла нет, а необходимы лишь его результаты, то выходит, что финал сюжета полностью в наших руках:
Ничто не мешает нам в мгновение ока проникнуться идеей абсолютного Б-жественного провидения и, выполнив все, что требует от нас Творец, тем самым наконец-то отмыться от всех видов ритуальной нечистоты. И тогда в одночасье весь мир обретет долгожданное “умиротворение и успокоение” как в духовном, так и в материальном отношении.
Вольный пересказ беседы Ребе в субботу главы “Брейшит” в 5713 (1952) г. Изложение р-на Дов-Бера Байтмана.