Венеция, наряду с Парижем, — романтическая мечта любой девушки. Не миновала чаша сия и меня. Увы (а, может, и к счастью) оказалась я там, будучи уже в довольно солидном возрасте. И интересовали меня в этом прекрасном городе не только площадь Сан Марко, Дворец Дожей и далее по списку всемирно известных туристических достопримечательностей, но и еврейский квартал, бывший первым в мире гетто.
Причем изначально это жуткое для еврейского (и не только) уха слово означало место, диаметрально противоположенное по значению тому, чем стало впоследствии. Это было место спасения, прибежище еврейских семей, прибывавших в Венецию в 13 веке из Леванта (Ближнего Востока) и Германии, а в 15 веке – из Испании и Португалии. В 14 веке был заключен первый договор между венецианским Сенатом и еврейской общиной, разрешавший евреям проживать в городе. Сначала сроком на три года, потом договор продлили ещё на десять лет. В последующие годы евреев то изгоняли, то приглашали обратно. А причина приглашения была та же, что и в других странах и городах (например, в Байройте, о чем я рассказывала в одной из предыдущих статей): экономическая ситуация. Евреи помогали городу преодолевать финансовый кризис, открывая ссудные кассы. Причем власти обязывали их давать деньги под низкий процент или без залога, просто под расписку.
В 1516 году, наконец, был провозглашен указ, разрешающий евреям селиться в квартале «Джетто нуаво» («новая литейня»), находившийся рядом с литейным заводом (отсюда и индустриальное происхождение термина «гетто»). Сюда допущены были в основном евреи из Италии и Германии. В 1541 году евреев из Леванта поселили в соседний район «Джетто веккио» («старая литейня»), а в 1633 было основано «Джетто нуовиссимо» («новейшее гетто»), населенное западноевропейскими евреями.
В 17 веке община Венеции стала богатейшей еврейской общиной Италии и второй после Рима по численности (в 1655 году она насчитывала 4800 человек). Еврейское гетто представляет собой остров, окруженный каналами. С городом его связывали три моста с воротами, закрывавшимися на ночь. Окна зданий, выходящие на каналы, были глухо замурованы. Евреям запрещалось заниматься ремеслами. Только ростовщичеством, врачеванием и торговлей старыми вещами. Поначалу покидать территорию имели право только врачи (успехи и ценность еврейской медицины признавали уже тогда), а в дальнейшем разрешение получили и другие жители. Но они обязаны были надевать головной убор определенного цвета и иметь на одежде желтую метку. Именно это — изолированность от города и выделяющие еврея знаки — переняли нацисты, организуя по Европе уже свои гетто — места изгнания и гибели еврейского народа.
В Венецианском гетто были консерватория, театр, прекрасные школы. Еврейских музыкантов приглашали выступать в лучшие дома города (видите, в музыке, как и в медицине, евреи всегда были признаны и востребованы!). Венеция стала центром печати книг на идише. Здесь жили и работали многие мудрецы еврейского народа.
На территории гетто было построено пять синагог: Итальянская, Германская, Марокканская, Левантийская и Испанская. Причем, почти все они находятся на разных этажах одного здания. Изначально властями города было выдвинуто условие: внешне здания синагог не должны были ничем отличаться от обычных жилых зданий, они не должны были иметь даже указателей или вывесок.
В некоторых домах имелись и свои «домашние» синагоги. Одну такую, в виде маленькой башенки-фонарика, можно увидеть в узком проеме между построек на высоте третьего этажа недалеко от здания, где располагается центр Хаббада.
Из-за запрета расти вширь дома росли ввысь. Так появились первые «небоскребы», поразившие воображение русского путешественника Петра Толстого. В своих воспоминаниях он писал, что евреи в Венеции настолько богаты, что «могут позволить себе дома в девять этажей».
В 1797 году Наполеон, убежденный противник антисемитизма и пламенный сторонник принципов Французской революции, снял ограничения на перемещения евреев и уровнял их в правах с остальными гражданами. Ворота гетто были торжественно сожжены в знак освобождения иудеев.
Новая, полная боли и страданий, страница в истории гетто началась с приходом нацистов. Именно тогда слово «гетто» приобрело то зловещее значение, которое нам так хорошо знакомо. В концлагеря из Венеции было депортировано 205 человек. Монумент жертвам Холокоста работы скульптора Арбита Блатаса находится в гетто на той площади, где собирали евреев для депортации.
В Венецию я прибыла с туристической группой из Израиля и была абсолютно уверена, что в нашу программу включено посещение такого важного и интересного для всех евреев места, как первое в истории гетто. Однако, по непонятной причине, именно туда для израильтян не было экскурсии! Пришлось осматривать это место самостоятельно, благо добраться туда не составляет труда.
К моему удивлению лишь только я подумала о дороге к гетто, мимо меня молча прошел человек типичной еврейской внешности в средневековом костюме (кого только не встретишь в городе карнавалов). «Ну, вылитый шекспировский Шейлок», – подумала я и последовала за ним. Он не обманул моих ожиданий и привел меня в свою обитель — в еврейское гетто. Первое, что поразило меня, когда я сошла с мостика на его территорию, – это малолюдность и тишина. Даже не верилось, что в двух шагах отсюда бурлит горячая туристическая Венеция, где приходится буквально силой прокладывать себе путь на запруженных народом улицах.
Перейдя через узкий канал, я как будто перенеслась в мрачное, таящее опасность Средневековье. Меня окружали обшарпанные здания с осыпающейся штукатуркой, обнажающей покрытые плесенью камни. Узкие улочки, такие обаятельные в шумящем неподалеку городе, здесь казались враждебными, не желающими принять чужака. Разряжали обстановку натянутые между домами веревки с выстиранным бельем: поднимаешь голову и видишь, что и здесь жизнь, и за этими стенами обычные люди.
Все синагоги в квартале превращены в музеи, свое первоначальное предназначение они обретают по шабатам и по еврейским праздникам. Две – «Скуола Кантон» и «Скуола Итальяна» – можно посетить только с экскурсией от Музея еврейской истории, находящегося по соседству, за отдельную плату. Самая роскошная в гетто – «Скуола Граде Спаньола» – испанская синагога. Интерьер выполнен в красных тонах с золотом и украшен резьбой по дереву.
В «Скуола Гранде Тедеска» (это немецкая синагога) есть музей еврейской общины, где представлены старинные изделия еврейских мастеров.
Самое известное кошерное заведение квартала – ресторан «Гам-Гам», находящийся у самого входа на территорию гетто. Чуть дальше я увидела кошерную пиццерию, еще через десяток метров — кондитерскую-пекарню. Отметила про себя, что и в пиццерии, и в кондитерской за стойками стояли юноши без кип, похоже, итальянцы.
В гетто несколько магазинов, торгующих сувенирами и религиозными атрибутами.
Есть библиотека.
Даже есть еврейский дом престарелых!
Еврейская община Венеции насчитывает на сегодняшний день примерно 400 человек. В городе работает Бейт Хабад, функционирует ешива, проходят молитвы в синагоге
Если сравнивать еврейское гетто в Венеции с гетто в других европейских городах, то, на мой взгляд, это место самое впечатляющее и эмоционально наполненное. Возможно, это благодаря неповторимому, совершенно уникальному городу, в котором оно находится. Или просто романтичная девочка начиталась в детстве правильных книг…
Автор: Сара Глезина