– Меня зовут Рути Черток, – представилась очаровательная молодая женщина. Мы беседовали с Рути на ее рабочем месте, в кипящей атмосфере школьного дня. Разговор то и дело прерывался – заходили коллеги, заглянул директор школы, звонил телефон. Рути мило извинялась за перерывы в интервью, отвечала подробно и доброжелательно. Чувствовалось, что для нее очень важна тема нашего разговора – жизнь внутри еврейской общины.
– Я родилась в славном белорусском городе Могилеве, в замечательной, но, к сожалению, ассимилированной еврейской семье. С самого детства я знала, что я – еврейка, однако сама тема еврейства замалчивалась, слишком много было проблем, с которыми пришлось столкнуться из-за проявлений антисемитизма. Мама не смогла поступить в медицинский институт в Санкт-Петербурге, когда очень этого хотела, было много таких неприятных вещей, которые “отталкивали” от еврейского народа. При этом всегда в семье была и маца, и ханукальные свечи, бабушка продолжала поддерживать еврейский дух в нашей семье несмотря ни на что. Поэтому о своей причастности к еврейскому народу я знала с самого рождения.
– С чего начался твой путь к еврейству?
– О том, что же такое еврейский мир я узнала, когда пришло время выбирать где учиться после окончания школы. Мне очень хотелось учиться в большом городе и работать в рекламной сфере. Я стала искать подходящий институт и факультет, и узнала о таком еврейском высшем учебном заведении как Международный экономико-гуманитарный институт “Махон Хамеш”. Скажу сразу, что в первую очередь меня, конечно, привлекло высшее образование, потому что ни о какой религии или даже о еврейском образе жизни на тот момент речи идти не могло. Поначалу, когда я знакомилась с кем-то в Махоне, то говорила, что “я приехала не за религией, я приехала за высшим образованием”.
Я приехала в Махон в 11-й класс школы – подготовительный к поступлению в институт. Мама, конечно, не хотела меня одну отпускать так далеко, но тут откуда-то у меня появилась решительность настоять на своем – да, я хочу поехать, и я поеду.
Я начала учиться, получать новые знания, в том числе еврейские. Step by step, как говорят англичане. Сначала еврейский мир раскрылся просто на уровне знания, а затем в какой-то момент я поняла, что имея столько знаний нельзя оставаться сторонним наблюдателем, необходимо идти дальше, и к знаниям должна прибавляться практика. В какой-то момент я поняла, что весь этот огромный еврейский мир – это мое, родное. И этот уклад жизни мне намного симпатичнее, чем жизнь без иудаизма.
Еще в институте я начала узнавать все больше, меня приглашали радушные преподаватели Махона в свои семьи, на Шаббат, и просто в гости. За годы учебы я узнала как устроен уклад еврейской семьи, каковы взаимоотношения между мужем и женой, как строятся отношения между детьми и родителями, что такое еврейское воспитание, и закончив Махон, я тоже хотела построить еврейскую семью. Сейчас, слава Б-гу, у меня свой еврейский дом с моим мужем и сыном. И еврейская работа.
Когда Рути говорит о своей работе, чаще всего она употребляет слово “наша”. Наша школа, наши классы, наши дети…
– Расскажи о том, где ты работаешь.
– Я работаю в еврейской школе “Мир интеллекта”. Это школе для одаренных детей, где я занимаюсь как административной работой, так и стараюсь передать все мои накопленные еврейские знания нашим ребятам. Преподаю еврейскую традицию и Тору. Наша школа небольшая, можно сказать, что мы еще только “на старте”. Наша школа – это такая школьная семья, где в наших небольших классах мы стараемся дать и отличные знания по общеобразовательным предметам, и еврейские знания, и все это в атмосфере семейного уюта и комфорта. Наши ребята могут кошерно питаться, желающие могут молиться, изучать еврейскую традицию на углубленном уровне, отмечать все еврейские праздники, еврейские дни рождения, погрузиться в еврейский мир.
Какие люди тут работают? Профессионалы высшего уровня, которые обладают замечательными человеческими качествами, эта семья не только между детьми, но и дружная семья педагогов. Атмосфера, которая царит в нашей школе, привлекает и новых коллег присоединиться к нам. Приходят неординарные люди, которые проявляются не только на занятиях, но и в нашей дополнительной деятельности – кружках, проектной деятельности. Я стараюсь учиться и у старших коллег, и у детей. Потому что дети сейчас, и дети тогда, когда я была школьницей, совсем разные. Они сейчас намного “продвинутее” нас, и у них есть чему поучиться.
– Ты – член общины, и школа входит в общину, дети посещают все общинные мероприятия. Что такое для тебя еврейская жизнь, еврейская община?
– Сейчас я понимаю, что я бы, наверное, не смогла бы жить без еврейской общины, то есть быть там, где нет других евреев, мне было бы тяжело. Уже на практике я столкнулась со всеми плюсами жизни в общине, когда тебя поддержат и в печали, и в радости. Для меня большая честь то, что я принимаю участие в жизни такой организации как организация помощи роженицам “Шифра и Пуа”. Какое это счастье помочь другим женщинам после родов, какое это удовольствие самой будучи молодой мамой получить чудесный завтрак, или еду к Шаббату, разделить с другими большую радость – рождение ребенка. Община – это когда на свадьбу, обрезание, опшерниш, приходят не только друзья, близкие люди, те с кем ты общаешься, но и просто члены общины, которые готовы поздравить тебя, разделить твою радость. И обратный случай – случилось горе, у одной моей близкой знакомой женщины ушла мама. Я пыталась побыть с ней максимальное количество времени, и я увидела, что тут не оставляют без внимания ни одного человека. К ней приходили не только близкие друзья, но и просто те, кто услышал, что у нее такой тяжелый период в жизни, приходили, навещали, старались всячески поддержать. Их не связывали никакие ни родственные, ни дружеские отношения. Просто еврейская жизнь ощущается как то, что ты – звено одной общей цепи.
– Что можно сказать тем, кто только приходит в общину, только приближается к еврейской жизни?
– Мне кажется, один из самых важных принципов нашей жизни – это умение давать. Когда человек умеет давать, он однозначно получит в десять раз больше в ответ. Человек, который приходит в общину, привносит свой опыт, может завязать какие-то связи, помочь кому-то, получить поддержку. Если ты не можешь оказать финансовую помощь, то ты можешь подарить свое время, можешь получить еврейские знания. Приходи для того, чтобы расширить “горизонты”
Беседовала Рахель Левина