Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Моменты недели – глава Ваэра

12 января 2024 / Главная / Jewrnal / Слово еврея
search
sara-malka-daitch

1. Мой дед у Бабы Сали

«Бабушка госпитализирована с острой пневмонией, — сообщил мне младший брат, — и ситуация не стабилизируется».

Если я сейчас нахожусь на нашей Святой Земле, то вполне естественно для меня остановиться дома у родителей. Ипапа попросил меня поехать на могилу праматери Рахели, помолиться о его матери. Нет более подходящего места для сына, чтобы попросить ради своей матери, чем это место между Иерусалимом и Бейт Лехемом. Здесь хотела быть похороненной Рахель, чтобы ее потомки всегда могли прийти и излить свою душу.

На обратном пути мы вспомнили, что в ближайшее воскресенье будет сороковой йорцайт Бабы Сали (по-арабски – молящийся отец), знаменитого р. ИсраэляАбухацира, праведника и святого человека, мудреца каббалы, благословением которого совершались многие чудеса. «Столп Торы, золотой светильник, один из восходивших в высоты, великая золотая корона…» – такиеэпитеты употреблял Ребе в отношении его. Мой отец, удостоившийся не раз видеть Бабу Сали, поделился со мной некоторыми историями, которые я до сих пор не слышал:

«Как ты знаешь, мой дядя р. Юдл (Йеѓуда) Дайч основал вместе с моим духовным наставником р. Моше Вебером центр уроков Торы для детей из сефардских семей в Иерусалиме. Он установил связи с сефардскими раввинами и мудрецами прошлого поколения, и они ценили их деятельность. Баба Сали также писал письма поддержки дяде Юдлу и устраивал трапезу всякий раз, когда он или его брат, дядя р. Йосл (Йосеф Элияѓу),приходили к нему. Сам Баба Сали большую часть времени постился, он обедал только в дни йорцайтов великих каббалистов и учеников Баал Шем Това, или когда его посещали важные гости.

Дядя Юдл рассказывал мне, что когда Баба Сали репатриировался из Марокко в Страну Израиля, он поселился в городе Явне, тогда – недавно построенном.Но в разговоре с ним некий глава колеля, не доверявшийпутям хасидизма, произнес пренебрежительные слова о Баал Шем Тове, и Баба Сали немедленно сообщил своим ученикам, что в Явне запрещено оставаться даже на одну ночь! И тут же уехал в другой город.

Когда дядя Юдл навещал его в последний раз, Баба Сали дал ему большую рюмку «махья» (так в Марокко называют арак, виноградную водку), но он не стал пить, потому что не привык к употреблению такого концентрированного алкоголя. Через несколько недель дядя внезапно умер. А габай дома праведника, р. Элияѓу Альфаси рассказал, что Баба Сали отреагировал на это с горечью: «Я хотел снять с него приговор…»

Мой папа продолжает рассказывать:

«Когда мой отец однажды приехал из Лондона в Страну Израиля, я поехал с ним к Бабе Сали в город Нетивот. Перед входом в квартиру праведника мы увидели еврея с большой бутылкой арака. Он рассказал нам, что сильно страдал от камней в почках и накануне операциипопросил благословения у праведника. А осмотре перед операцией выяснилось, что камней у него вообще нет! Итеперь пришло время поблагодарить праведника.

Мы вошли внутрь, мой отец вручил Бабе Сали некуюсумму фунтов стерлингов как “пидьон”. Цадик взял – и вдруг начал рыться в карманах марокканской «джалабии», которую он носил, вытряхивая все полученные им деньги, в том числе купюры из разных стран, и обеими руками протянул все моему отцу, и приказал ему взять все. Так сделал он из уважения и признательности, поскольку он ощутил, что мой отец был истинным праведником».

 

2. Мой отец у Бабы Сали

Долгие годы я думал, что наша семья связана с Бабой Сали через дядей моего отца, то есть через р. Юдла и р. Йоселя. Но оказалось, что у папы есть прямая связь с праведником.

«Баба Сали называл меня талмудическим выражением: «бар ахуѓа де-раби Йеѓуда» (сын брата рабби Йеѓуды), – удивил меня мой папа. – Когда я был молодым и учился в Лондоне, живя у моих родителей, я услышал, что Баба Сали приехал во Францию ​​в честь бар-мицвы его внука. Мы с другом поехали во Францию, нашли квартиру, в которой он остановился в Париже, и после больших усилий мы смогли протиснуться внутрь. За столом сидела небольшая группа людей, цадик сидел в кресле во главе стола. Это было зрелище, оставившее надолго след в моей душе. Стол был заставлен едой, но сам Баба Сали ел только острый перец и много говорил о Торе, однако по-арабски, ведь это был его разговорный язык.

А когда я уже учился в ешиве в Иерусалиме, я знал там одного ученика, который никак не мог найти себе супругу.Я убедил его поехать к Бабе Сали, чтобы получить его благословение. Поездка в те годы была долгой и трудной, мы приехали вечером. В доме праведника постоянно готовили еду, чтобы прибывшие могли подкрепиться; по его указанию в комнате ожидания всегда был накрытыйстол с едой и напитками.

Получив разрешение войти, мы зашли в его комнату. Баба Сали был уже в преклонном возрасте, он лежал в постели и обмахивался веером – дело было летом. Мы поцеловали его святые руки, я указал на своего друга и сказал, что ему нужно благословение на нахождение пары. Праведник поднял глаза и вдруг начал кричать на нас… Его дочь жестом показала нам, чтобы мы немедленно уходили.Мой друг расплакался.

Дочь Бабы Сали предложила нам посидеть и подождать снаружи. Действительно, через некоторое время нас снова позвали в комнату Бабы Сали. Он был в хорошем настроении, наполнил две рюмки араком, сделал с нами «лехаим» и сказал: «В этом году будет у тебя и помолвка, и свадьба». Через три месяца у моего друга состоялась помолвка, а через небольшое время, год еще не успел закончиться – свадьба!»

Так писал Ребе в одном из своих писем Бабе Сали: «…Вам дано Свыше быть лидером еврейского народа, Вашему голосу подчиняются сотни и тысячи, и могущественные силы даны Вам с Небес».

Пусть заслуги святого праведника помогут всем евреям, и в первую очередь – живущим в Стране Израиля и защищающим ее!

 

3. Секрет долголетия

Четкие красные буквы над навигационным приложением: «Нет связи». Как теперь добраться до места назначения?Смотрю на указатели, пытаюсь угадать, но ошибаюсь. И как мы раньше обходились без GPS?

По дороге на гору Мерон, когда я проезжал через галилейский город Кармиэль, я осознал, что у меня – приехавшего из Москвы – есть преимущество. Я уже привык к проблемам с работой навигационных приложений, а наши братья в Стране Израиля в этом новички. И сейчас, когда работа GPS в северных районах Израиля намеренно затруднена в связи с риском войны, многие снова вспомнили о дорожных указателях. А те, кто и на соседнюю улицу выезжают с автоматическимнавигатором, теперь понятия не имеют, как добраться домой.

А потом мне пришло сообщение, много слов, но смыслодин. Эти слова через несколько часов появятся на стенах города Иерусалима:

«С великой скорбью и печалью мы горько оплакиваем кончину нашей матери и бабушки, благородной женщины, венца славы нашего рода, дочери святых праведников, пятое поколение от «Святого Еврея» из Пшисхи, помощницы ее великого мужа в распространении Торы и хасидизма, державшей свой дом широко открытым, остерегавшейся злословия, символа и примера полной веры в благословенного Создателя и преданности традиции предков, праведной Сары Малки Дайч…»

Дорогая бабушка ушла.

В Лондоне, где она жила, в окружении любящих и преданных членов семьи, произнеся исповедь и напевая субботние мелодии, в здравом сознании она вернула свою душу Создателю.

Траурные объявления… В моей голове оживают событиясорокалетней давности, когда внезапно скончался дедушка, праведный раввин Авраѓам Барух, сидя и размышляя над Святой Торой. Он любил и уважал бабушку, а она его. С большой и глубокой любовью она всегда говорила о нем. Четыре десятилетия не ослабили ее почтения к дедушке, и его она передала внукам, правнукам и даже праправнукам, которых ей посчастливилось видеть.

Во время одного из моих визитов к ней несколько лет назад она открыла мне маленький секрет. Секрет долголетия, которым она была благословлена, четыреправила, которые она старалась соблюдать на протяжении всей своей прекрасной еврейской жизни. В небольшой записке, которую я храню по сей день, она написала мне на идише:

«Я не обязана знать все / Ничего не «должно быть» / Я не обязательно должна оказываться правой / Нет никакого «мне полагается».»

Простые правила? Но они гарантированно приводят человека к добродетельной жизни, полезной для нас лично, для Всевышнего и для человечества в целом.

Потому что бабушке на жизненном пути не нужно былоникакого навигационного приложения.

 

Фото недели: Вышивка

В предыдущем поколении, к которому принадлежала моя бабушка, существовал обычай, согласно которому невеста вышивала «паве» (павлина) для семьи жениха, чтобы показать, какая она мастерица. Бабушка с радостью показывала мне эту вышивку. На ней нет павлина, но есть цветущая ветка, шофар и голубок. Бабушка сделала эту «паве» на Рош ѓа-Шана 5708 (1947) года, с благословением «Счастливого и благословенного года», и отправила своей свекрови.

Прошли годы, и «паве» вернулась к ней, когда ееневестка, моя тетя Лея, заключила ее в рамку и повесила в ее комнате, как знак для будущих поколений, как пример соблюдения обычаев и уважения к родителям.

Бабушка осуществила в юности слова пророка «ты пошла за мною по пустыне», когда ее мужа пригласили преподавать Тору в столицу Британии. Такая поездка в тогдашнем Иерусалиме была непростой, путешествие в Британию для небогатых людей было почти дорогой на край света. «Я не забуду тот день, когда семья Дайчпокидала Иерусалим, родителей и родственников», – писал мне на этой неделе мой двоюродный брат р. Исроэль Рабинович: «Бобе (прабабушка) вышла на улицу к автобусу и плакала, расставаясь с дорогой дочерью. Ябыл маленьким мальчиком, но это врезалось мне в память.Каждую неделю прадедушка садился и писал письмо дочери и ее детям, что были за морем, и каждый раз после того, как он заканчивал писать письмо, он садился рядом с прабабушкой и читал ей его. Иногда она просила добавить еще несколько слов.

Каждый Песах, когда мы все вместе праздновали седер, после того как произносили «Ве-ѓи ше-амда», зейде(прадедушка) вставал во главе стола, и все затихали. И он произносил: пусть в следующем году Малка и Авраѓам со всеми детьми вернутся в Страну Израиля и проведут седер в Иерусалиме! Бобе, конечно, плакала, а мы все отвечали «амен». Было так каждый год…»

*

Ее звали Малка, «королева», и в семье ее называли «ди малке фун ингленд» — королева из Англии. Она жила не в Букингемском дворце, а в простом доме в еврейском квартале Стэмфорд-Хилл, и оттуда сиял ее свет, который погас через 99 лет ее жизни.

Окруженная сотнями своих потомков, которые будут следовать ее путями в любви и единстве до конца времен, когда она вскоре воскреснет при истинном и полном Избавлении, бабушка похоронена в земле ее родного Иерусалима, рядом со своим праведным мужем, на «участке пророков» на Масличной горе, напротив места Храма.

Она застала в Стране Израиля свежие воспоминания о турецком владычестве, она жила при британском мандате, она помнила страх перед врагами, которые на протяжении поколений окружали нашу Святую Землю, она застала времена, когда достать простую еду в Иерусалиме было проблемой. И вот она удостоилась видеть, как свет еврейства снова сияет в мире, от Святой Земли до Москвы, на которую она смотрела каждую неделю через экран планшета, заменившего регулярные телефонные звонки. И через эти чудеса техники она давала нам доброе старое тепло, к которому никакая технология не в состоянии ничего прибавить.

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также

Медиа

Встреча с Иосифом Кобзоном, МЕОЦ,

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11