Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Молитва после еды (Биркат амазон)

18 августа 2016 / Иудаизм / Практика иудаизма / Молитва
search
birkat-amazon

1. Сказано в Торе: “И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за прекрасную страну, которую Он дал тебе” (Дварим, 8:10). Слова эти – основа закона, предписывающего нам произносить благодарственную молитву после еды – “Биркат амазон”. Мудрецы установили, что человек должен читать “Биркат амазон” каждый раз, когда он съел минимум казаит (27 г) хлеба. Если он съел хлеба меньше, чем казаит, но насытился, так как вместе с хлебом ел другую пищу (например, мясо или рыбу), читать “Биркат амазон” все же не нужно (но надо произнести заключительное благословение, соответствующее тому виду пищи, которую он ел с хлебом).

2. Не убирают со стола хлеб и скатерть, пока не прочли “Биркат амазон”. Хлеб, лежащий на столе во время чтения “Биркат амазон”, указывает на изобилие в доме: здесь ели хлеб, и он еще остался. Это гарантирует изобилие в будущем, притягивая благословение Всевышнего, которое не осеняет пустое место.

3. Перед чтением “Биркат амазон” в будни принято убирать со стола ножи или прикрывать их. Стол подобен храмовому жертвеннику, который, согласно указанию Торы, строят только из неотесанных камней (Шмот, 20:22). Смысл этого объясняет Талмуд: железо укорачивает жизнь человека, а жертвенник создан для того, чтобы ее продлевать; поэтому безнравственно использовать то, что укорачивает жизнь человека, для строительства того, что ее продлевает.

И сказали мудрецы наши: “В те времена, когда существовал Храм, жертвенник искупал грехи человека; сейчас же искупает грехи человека стол, за которым он ест” (при условии, что он ест ради служения Всевышнему, как было сказано выше, 31:2). Кроме того, стол служит для исполнения важной заповеди гостеприимства, благодаря которой Шхина осеняет еврейский дом.

В субботу и праздники ножи можно оставить на столе. Железо – это выражение мощи Эйсава, согласно полученному им благословению от отца его, Ицхака: “Мечом твоим ты будешь жить” (Брейшит, 27:40). Но в субботу и праздники сила Эйсава, который ненавидит Яакова, ослабевает, и потому железо уже не представляет угрозы.

4. “Биркат амазон” не читают стоя или во время ходьбы, а только сидя и на том месте, где ели.

5. Прежде, чем приступить к чтению “Биркат амазон”, надевают шляпу и пиджак, тем самым подчеркивая важность этой заповеди. Принято также подпоясываться пояском (гартлом). Читают не торопясь, осмысливая значение слов, с чувством благоговейного страха пред Всевышним.

Читая “Биркат амазон”, нельзя одновременно заниматься какой бы то ни было работой.

6. Первое из четырех благословений, входящих в “Биркат амазон, составил Моше-рабейну, второе – Йеошуа бин Нун после того, как евреи вступили в Эрец-Исраэль, третье – Давид и Шломо. Посреди каждого из этих трех благословений, входящих в “Биркат амазон”, нельзя прерываться даже для того, чтобы ответить на “Кадиш”, “Барху” и “Кдушу”. Четвертое благословение добавили во II в. н. э. мудрецы Мишны.

7. В заключительной части “Биркат амазон” слова “Милосердный – Он благословит отца моего… и мать мою” произносят все: и сам хозяин, и гости, и даже тот, у кого нет родителей, – так как, согласно Каббале, это фраза имеет также такой скрытый смысл, который относится ко всем евреям в равной степени.

8. У хасидов принято начинать этот отрывок с упоминания “ребе”: “Милосердный, Он благословит нашего господина, наставника и учителя…” и т. д.

9. Все присутствующие за столом, читая “Биркат амазон”, должны заканчивать каждое благословение чуть раньше ведущего, чтобы ответить ему “амен”. Однако в последнем благословении не принято отвечать “амен” ни после слов: “…И да не лишит Он нас всех благ Своих вовеки”, ни в заключение всех фраз, начинающихся: “Милосердный – Он…”.

10. “Биркат амазон” можно произносить все время, пока чувствуешь сытость после еды. Но поскольку это ощущение у разных людей различно, не следует читать “Биркат амазон” позже, чем через час с четвертью после еды. Если после основной трапезы долго сидят за десертом, это считается продолжением все той же трапезы (хотя лучше десерт не затягивать).

11. “Биркат амазон” надо читать на том же месте, где ели; если встали и ушли, то для прочтения “Биркат амазон” следует вернуться. Однако если это правило нарушили и ушли так далеко, что для возвращения на то же место потребуется больше времени, чем допустимый перерыв между едой и чтением “Биркат амазон”, разрешается его прочитать там, где находятся в этот момент.

12. Если в комнате присутствует нееврей, в заключительной части “Биркат амазон” после слов “Он благословит всех нас…” добавляют “сынов завета”.

 

http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/3321623

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

Тора с Эйди Куравски. Недельная глава "Шмини"

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11