Месяц Кислев сравнивается Торой с месяцем Сиван: месяц дарования Торы – Сиван – является третьим по отношению к месяцу Освобождения из египетского рабства Нисану, а Кислев – третий месяц по отношению к месяцу Тишрей, на который выпадает Рош-Ашана.
Существует различие между служением Всевышнему в месяце Нисан и служением в месяце Сиван.
Месяц Нисан намекает на служение цадиким (праведников), поскольку выход из Египта был подобен гиюру (обращению в иудаизм), а “гер, совершивший гиюр”, согласно Талмуду, подобен безгрешному младенцу. Третьим после Нисана наступает Сиван – месяц дарования Торы.
В противоположность этому, Тишрей намекает на служение баалей-тшува (раскаявшихся), поскольку именно десятого Тишрей (в Йом-Кипур) Всевышний окончательно простил евреев после совершения ими греха золотого тельца. Третий месяц, следующий за Тишрей, – Кислев. На этот месяц выпало раскрытие Внутренней Торы – учения хасидизма, начавшееся с особым размахом после освобождения Алтер Ребе из заточения.
Тшува (раскаяние) является, как известно, еще более высоким духовным аспектом, нежели Тора. Поскольку при помощи тшувы могут быть исправлены ошибки и недостатки, допущенные в изучении Торы и соблюдении изложенных в ней законов. С другой стороны, именно Тора является источником тшувы – возвращения ко Всевышнему.
То же относится и к Внутренней Торе. Источником ее раскрытия было дарование Торы, свершившееся в Сиване. В том числе и все то, о чем говорит Внутренняя Тора, было передано евреям на Синае. Однако во время дарования Торы в Сиване Внутренняя Тора была скрыта от евреев, а раскрытие ее произошло в месяце Кислев – третьем по отношению к Тишрею, месяцу, связанному со служением тшувы (раскаяния) (см. выше). Раскрытие же Внутренней Торы и распространение ее источников наружу являются подготовкой к раскрытию Мошиаха.
Поскольку месяц Кислев представляет собой время раскрытия нового знания, скрытого в Торе, – Внутренней Торы, в нем также присутствует момент раскрытия нового в мире – чуда.
Тора хасидизма подробно объясняет понятие чуда. Естественное существование мира – существование согласно законам природы – также является чудом. Однако, поскольку подобное положение вещей является для нас привычным, чудо не заметно в нем. И то, что мы не замечаем чудесности природного течения процессов, происходящих в мире, может привести нас, не дай Б-г, к утверждению, что у этого мира нет Правителя. Однако, когда происходит выпадающее из рамок обыденности – чудо, порождается дополнительное раскрытие.
По этой причине месяц Кислев является месяцем чуда: поскольку в нем присутствует раскрытие нового в Торе, являющейся “планом” сотворения мира (т.е. существует прямая связь между Торой и бытием мира), – раскрытие, происходящее в Торе, находит свое отражение и в поведении мира – в новых раскрытиях, в том, что месяц Кислев – “время чудес”.
По этой причине в Кислеве произошло чудо Хануки – чудо с кувшинчиком масла, намекающего на тайны-тайн, раскрытие самого высокого начала. Свечи Хануки находятся на уровне более высоком, нежели даже свечи Храма, поскольку, в отличие от светильников Храма, свечи Хануки будут существовать вечно. То же относится и к чуду, произошедшему в месяце Кислев, – связанному с распространением Торы хасидизма чуду Девятнадцатого Кислева, дня, который отмечают как Новый Год хасидизма. Поскольку распространение учения хасидизма – приближает раскрытие Мошиаха, являясь инструментом подготовки мира к его приходу.
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
Источник: ru.chabad.org
Читайте также