Когда евреи отмечали Песах в пустыне, к Моше пришли люди, ставшие нечистыми от прикосновения к мертвому телу. Они сказали: “Почему лежит на нас этот ущерб, почему мы не можем принести пасхальную жертву, как остальные сыновья Израиля?!” Глава евреев обратился к Творцу и узнал Его волю: “Всякий, кто нечист из-за усопшего, или находился в дальней дороге… он тоже должен принести жертву Песах – на второй месяц, в четырнадцатый день…”
Так евреи получили заповедь “Песах шени”.
Можно спросить: почему нельзя исполнить эту заповедь сразу же после очищения, почему нужно ждать целый месяц?.. Ребе Цемах-Цедек объясняет так: в служении Всевышнему есть два больших этапа: “сторониться зла” и “творить добро”. Без первого невозможно второе.
Первой ступени посвящен месяц Нисан – время исхода из Египта. Евреи не просто шли, а бежали из Египта, чтобы как можно быстрее отделиться от той духовной нечистоты, под воздействием которой находились столько лет. Пасхальная жертва, принесенная накануне Исхода, была важной частью этого этапа.
В следующем месяце, Ияре, евреи уже достаточно очищены, чтобы творить добро. Теперь они готовятся к принятию Торы в день праздника Шавуот. Говоря на языке учения хасидизма, в первый месяц происходит “иткафья” – подавление и подчинение зла, живущего в душе, а во второй – “итхафха”, превращение его в добро. Это отражается в Галахе: в первый, “главный” Песах на столе только маца, а хамец под запретом. В “Песах-Шени” мы едим и мацу, и хамец, который нашим служением перевоплощен в добро.
Сокращенное изложение р-на Э. Ховкина