Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Марк Шагал – нарушитель гравитации

14 сентября 2016 / Главная / Амфитеатр
search
minchenok-1000

Режиссер Василий Аверкиев, лауреат Тэфи, руководитель мастерской телевизионной режиссуры Гжельского Государственного Университета побывал в МЕОЦЕ, на вечере -концерте Дмитрия МИНЧЕНКА – нашего постоянного гостя и написал свой отчет об увиденном.

 

Москва совсем белокаменна, и камень холоден. Неприступен. Тетушка у метро добрым голосом внятно объясняет: МЕОЦ, сынок? Так это прямо, упрешься в светофор, потом наискосок, чуть-чуть, затем поворот, снова прямо, и вы пришли». В общем, чуть замерзли с дороги, пока искали. Зато – потрясающе вежливый ресепшен.

Взлет на лифте. Зал. Сидят зрители. Трепет.

Тут и молодежь, и старость, румяная, бодрая, представленная во всевозможных вариантах. Старость мудра, она знает абсолютно все. В зале висит облако общей грамотности, холодных глаз, скрепленных жестко губ, скрещенных рук. Дамы в зале, как строгие охранники, холодные Атланты и Кариатиды, охраняют вход в мир искусства. Это не для всех! Студенты мастерской телевизионной режиссуры Гжельского Университета присмирели, испугались, зажались. «Будет чопорно, неприветливо, наверно скучно, напрасно мы приехали…»

19.10  – зал рукоплещет. Тишина. Не начинают.

19.15. – зал аплодирует. Попытка привлечь к себе внимание.  

Отклик. Через зал, что само по себе осмысленно, символично, хоть и не впервые, откуда-то сверху спускается Дмитрий Минченок. Он идет собранный, чуть волнуясь, это заметно, не скрыть. «Марк Шагал всегда заставлял ждать 15 минут. Хотел, чтобы успели рассмотреть его работы», – начинает Минченок.  – «Мы – тоже. Вас. Заставили». В зале – улыбки.

«Вообще, город Витебск был знаменит своими куриными котлетами», – продолжает он. Тетушки в зале даже ойкают, шипят,  будто увидели Витебск, и в нем – начинку – Марка Шагала – живого, плотского, непредсказуемого.

Далее – фокус. Психологический. Чудо, свойственное только свободному творчеству. Люди пытаются как-то это обозвать, ищут слова: духовность, вера, погружение, а это что-то четвертое. Со всеми  неожиданными поворотами, разворотами, блеском, падением, предательством, страстью, великой любовью, великими ошибками, заблуждениями, соблазнами, успехами, коварством – вдруг высветилась жизнь Шагала. И сразу эффект – мы уже не в «Амфитеатре», мы ходим по улицам города, по которым ходил Марк Шагал, нес свою страсть, боль, любовь. Слова, обороты Минченка, его движения – сначала не понятные, смущающие, вдруг начинают покорять. Мечты, иллюзии и страхи витебского художника тщательно перемешиваются с мыслями Минченка – жуткая пьянящая смесь, полезная микстура.

Драматург рассказывает, как много лет назад организовывал первую, в родном ему городе Витебске, выставку картин Марка Шагала – организовывал вместе с режиссером и кинопродюсером, ставшей его спутницей по жизни – Ольгой Дубинской. И картины Шагала долгое время хранились в их доме, ожидая выставочного часа. Тогда же Ольга сняла уникальный фильм как Ирина Эренбург разговаривает по телефону с Идой Шагал – и они долго заразительно смеются. 

В рассказе мелькают имена дочери писателя Ильи Эренбурга – Ирины Ильиничны Эренбург, с которой дружили Ольга Дубинская и Дмитрий Минченок. Ирина Эренбург дала им двоим самую знаменитую свою картину: «Обнаженная на петухе», подаренную Эренбургу Шагалом. Про встречу Дубинской и Минченка с крупнейшим историком искусств Александром Абрамовичем Каменским, искусствоведом Марины Бессоновой, Ильей Плоткиным – учеником Шагала, вся квартира которого на улице Заморенова была завалена пнями и подделками из дерева.

Минченок рассказывает историю, совершенно неизвестную, думаю, даже шагаловедам – о Ваве Шагал: «Спустя месяц после смерти Марка Шагала Вава (Бродская) как-то ночью проснулась от страшного женского крика. Она бросилась по дому и обнаружила свою служанку – мертвой. У ее тела с ножом в руках стоял ее муж. Мужественная вдова сумела утихомирить обезумевшего убийцу и отняла у него нож. Дальнейшее расследование все раскрыло. После смерти Шагала его вдова Вава наняла новую прислугу – русскую пару. Супруга, у которой был любовник, потихоньку, по одной-две штучки в месяц, приворовывала гуашевые работы Шагала, которые кипами лежали в мастерской. Любовник продавал добычу. Когда они скопили кругленькую сумму и собирались бежать, об этом узнал обманутый муж. Напившись с горя, он в приступе безумия, зарезал жену здоровенным кухонным ножом».

В этом месте рассказа возникла хичкоковская атмосфера, и кто-то в зале прошептал: «Точно Ираклий Андронников». Но Дмитрий Минченок не стал останавливаться на триллере. Он уже летел вперед:

«Самое ужасное, что практически никто из московских гостей Шагала не мог понять, что вкладывает в свои слова гениальный хозяин, когда немного грассируя и заикаясь, произносит на выдохе: «Так вы не из Витебска?» И сразу – переход к тоске, которую выплескивал на холсты Марк Шагал. Минченок говоря о Шагале, говорит очень «от себя»:

«Совершенство – это очень хрупкий путь. Совершенный Бог не знает милосердия и жалости. Он может просто проявить снисходительность, но настоящую любовь дает только милосердие, – когда ты принимаешь другого со всеми его поступками, со всеми его грехами, которые ты сумел простить. Иначе чего стоит миф о человеке, который на кресте сумел простить тех, кто кричал: «Распни его, распни!» 

К этому моменту он нащупал ноту, которая оказалась созвучна звучащему в душах зрителей. Возникает общее звучание. Не каждый может этим похвастаться: «услышать время». В зале повисает тишина, а Минченок продолжает:

«И даже если этого не было, сама человеческая фантазия, которая лелеет этот образ, уже говорит о том, что в каждом из нас живет это великое начало, делающее нас более сильными, чем Боги – способность быть милосердными, а не снисходительными». 

И этот монолог  – вдруг – как открытее ворота. Зал вдруг сближается с рассказчиком, которым Минченок, по сути, и является, лед топится. Вот именно в этот момент, не в криминале, не в прочем, а на реплике: «Великое начало, делающее нас более сильными, чем Боги – способность быть милосердными, а не снисходительными», – зал лежал у его ног. Это был фокус!

А Минченок уже говорил про боль, которую Марку принесла трагическая, преждевременная смерть Беллы. И он процитировал фразу из дневников юной, трагически ушедшей из жизни своей жены – режиссера и журналистки – Ольги Дубинской, снявшей знаменитый фильм «Страсти по Владиславу», и Дмитрия с миром Марка Шагала познакомившей, вместе с ним устраивавшей первую выставку Марка Шагала в Витебске после Перестройки, под патронажем знаменитого директора, создавшего и музей Шагала, и фестиваль «Славянский Базар» в Витебске – Родиона Басса:  

«Будущее и есть единственная цена, единственная надежда нашего прошлого. Ибо только в неизменной надежде друг на друга: прошлого на будущее, и будущего на прошлое держится наш мир, такой хрупкий, такой неравноценный, но вместе с тем прекрасный. Ибо только в нашей трусости, слабости и падении может родиться луч спасения, луч надежды. Ибо сильным и могущественным спасаться не к чему. Они так и НЕ вышли из чертога невинности. Они так и остались как Боги. Но быть человеком – это совершать ошибки. Это, как бы банально это не звучало, падать и снова вставать. Вставать с надеждой на то, что когда-нибудь ты дойдешь до того места, где тебе снова будет и легко и хорошо, и где к тебе вернется то былое ощущение счастья, которое бесконечные предательства лишили тебя».

Финал был с комком у горла. Умно, тонко, и энергетика на все сто.

Студенты из Гжельского университета встают на аплодисменты.

А Минчёнок стоит  – открытый миру и поглощает его, поэтому творец, поэтому к нему тянутся люди, поэтому у него была такая чудная красивая жена. Впитывая жизнь, он может это отразить: тонко, чувственно, это заряжает и притягивает к себе. В творчестве все свободны – в подлинном творчестве, потому что это всегда чуть-чуть соблазн.

 Режиссер Василий Аверкиев, лауреат Тэфи, руководитель мастерской телевизионной режиссуры Гжельского Государственного Университета.

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

Главный Раввин России Берл Лазар Дал Интервью. 2013

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11