Большой приморский город Малага из той категории, что активны 24 часа в сутки. В городе много музеев, в том числе – Пикассо, филиалы Кармен Тиссен, Русского музея и Помпиду. Море ресторанов и толпы местных и туристов, и каждый на своей волне.
История города началась около 3000 лет назад, когда этот регион был заселен финикийцами. Именно они дали городу название Малаха (семитское слово «соление»), потому что они использовали гавань для засола рыбы.
А потом были греки, римляне, вестготы, мавры, католические короли… И евреи. Процветание общины всегда зависело от властей.
По всей видимости, еврейская община существовала в Малаге уже в римский период, с приходом к власти вестготов они утратили свои привилегии. Многие были насильственно крещены.
Во время мавританского завоевания в 711 году в городе еврейской общины не было, но уже в 743 году в Малаге появляются еврейские торговцы. Евреи, тайно соблюдавшие иудаизм, вернулись к нормальному образу религиозной жизни. В восточной части города появился еврейский квартал, а на склоне горы было выделено место под кладбище. В XI веке еврейские беженцы ушли в Малагу с юга страны, захваченного берберами. В середине XI века в Малаге упоминается 200 еврейских семей. Среди них – Шмуэль ха Нагид.
В то же время в городе родился Шломо бен Иехуда ибн Гвироль. Мальчику суждено было стать великим мудрецом, философом и поэтом. Его поэтические произведения включают в себя парафразы и аллюзии из ТаНаХа, Талмуда и сочинений по кабале.
Лишь потому наш род – ожившее ребро –
к вершинам Мудрости взошел высоко столь,
что человек – душа, и тело вкруг надев,
он телу – колеса предназначает роль.
(перевод М.Генделева)
Многие его произведения были включены в Литургию в сефардских, ашкеназских и караимских синагогах. Особенно известна его элегия Кетер Мальхут, произносимая в Йом Кипур и пиют Адон Олам, воспевающий Творца.
Его перу принадлежит книга “Тикун мидот ха нефеш”, занимающаяся вопросами этики.
Его философский труд “Мекор хаим” (Источник Жизни), исследующий связь бессмертной души и смертного тела, оказал сильное влияние на Джордано Бруно и Шопенгауэра. Произведение было известно на латыни, автора не знали, пока не нашли текст на иврите в Лондоне.
Согласно легенде, он был убит арабом, который завидовал его мудрости и дарованию. Убийца, желая скрыть свое преступление, закопал тело под смоковницей. Дерево расцвело раньше срока и дало множество крупных и красивых плодов. На это обратил внимание местный мусульманский правитель. Его слуги допросили хозяина дерева – преступление было раскрыто.
В 1487 году Малага была завоевана католическими королями. Еврейская община города – около 450 человек- была депортирована в Кармону. Для восстановления ее статуса Фердинанд и Изабелла потребовали выкуп – миллион мараведи. Для понимания суммы: бакалавр медицины зарабатывал 53 000 мараведи в год. Глава общины Авраам Сеньор и его зять Меир Меламед. Деньги собрали, общину выкупили, но уже в 1490 году договориться не получилось – община была уничтожена окончательно.
В Малаге известно, где именно был еврейский квартал. На месте синагоги стоит памятник Шломо ибн Гвиролю.
Еврейская община в Малаге восстановилась в 60-х годах ХХ века. Сегодня она около 2000 человек. В городе есть все необходимое для религиозной жизни: раввин, дневная школа, кошерные продукты, кладбище.
Синагога находится на третьем этаже высотного здания. Как и в любой еврейской общине, в ней существуют разногласия. В данном случае между старожилами и “понаехавшими марокканцами”. Как и в любой общине, в ней есть лидеры, и по моим наблюдениям, это, безусловно, двухметровая во все стороны еврейская мама – госпожа Леви. Именно она решает, «кто где сядет, кто что будет есть». Дай, Б-г ,ей здоровья!
Автор: Анна Нисневич
Читайте также