«Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон».
Это слова известной песни «Бухенвальдский набат». Песни, от которой мурашки идут по коже и горло сдавливают слезы.
Сегодня, 11 апреля, Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. День памяти. Тех, кто выжил… О тех, кто погиб… Памяти, которую хранят дети, внуки и правнуки людей, переживших войну.
Дата была выбрана и утверждена Организацией Объединенных наций не случайно. 73 года назад – 11 апреля 1945 года в концлагере Бухенвальд вспыхнуло интернациональное восстание узников. А через два дня один из крупнейших нацистских концлагерей, созданный еще в 1937 году в окрестностях города Веймара, был освобожден.
Бухенвальд… Освенцим…Дахау… Маутхаузен… Треблинка… Равенсбрюк…Майданек… Более 14 тысяч концентрационных лагерей на территории нацистской Германии, ее стран-союзниц и на оккупированных территориях.
Более 11 миллионов погибших – из 18 миллионов попавших в лагеря.
Их сжигали в крематориях, уничтожали в газовых камерах, заставляли работать до изнеможения, а тех, кто больше не мог работать, убивали. Их пытали, морили голодом. Над ними проводили страшные медицинские опыты, у них брали кровь для немецких солдат.
Им наносили порядковые номера прямо на тело, заставляли носить на одежде отличительные знаки. У евреев на одежде был желтый треугольник и шестиконечная “звезда Давида”. У французов – буква «F», у поляков – «P». Буквой «А» на одежде отмечали нарушителей трудовой дисциплины, «К» – военных преступников. Слабоумных выделяла нашивка Blid ‑ “дурак”.
Узников, подозреваемых или участвовавших в побеге, заставляли носить красно‑белую мишень на груди и спине.
У политических заключенных на одежде был красный треугольник, у уголовников – зеленый, у “неблагонадежных” – черный, у цыган – коричневый.
Узниками во время войны были более 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. Среди них – Анна Франк. Еврейская девочка, которая родилась в Германии. Она погибла в немецком лагере Берген-Бельзен. Не дожила всего трех месяцев до конца войны. Анне было 15 лет.
Сейчас ее имя известно во всем мире. Как и ее дневник.
Из дневника Анны Франк:
«Пятница, 9 октября 1942 г.
Милая Китти!
Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев — наших друзей и знакомых — арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это — страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности.
Если уж тут, в Голландии, так страшно, то какой ужас ждет их там, куда их высылают! Английское радио передает, что их ждут газовые камеры, и, может быть, это еще самый быстрый способ уничтожения».
О другой еврейской девочке – Хельге Вайс из Чехии – ровеснице Анны Франк, которая тоже вела дневник в лагере, стало известно намного позже. История ее жизни во время войны – день за днем – на пожелтевших от времени страницах попала к одному британскому издателю. Позже историю Хельги опубликовала «The Guardian».
В военном детстве Хельги было 4 лагеря. Концентрационных. Первым был Терезин. Она попала туда вместе с родителями. Не зная, что ее там ждет, Хельга взяла с собой две куклы, акварельные краски и цветные карандаши. Последние слова ее отца – Отто, с которым Хельга рассталась в Терезине в 1944 году, были: «Рисуй, что видишь!». И Хельга рисовала: очереди за едой, людей на носилках, больную туберкулезом девочку…
Ей было очень страшно. Она молилась, чтобы мама не умерла, ведь, тогда она останется совсем одна.
В Терезине умерла подруга Хельги – Франка. Не дожила до своего 15-летия.
Но, несмотря на голод, боль и страх, именно в Терезине Хельга впервые влюбилась. Парня звали Ота (по крайней мере, так она услышала). Он был на несколько лет старше ее. На всю жизнь Хельга запомнила, как они шли с ним по территории лагеря, держась за руки, и как впервые поцеловались.
После Терезина был Освенцим. Дни, проведенные там, показались Хельге страшнее трех лет в Терезине. Но она выжила, став одной из ста детей, освобожденных из Освенцима.
В Чехию она вернулась вместе с мамой.
Война коснулась каждой семьи. И в каждой семье – своя боль и своя память. Давайте вместе вспомним тех, кто погиб в лагерях, гетто, на фронте. И тех, кто, пережив все ужасы войны, вернулся домой и ушел из жизни намного позже. Расскажите нам истории ваших семей, и тогда память одного человека станет нашей общей памятью.
Автор: Елена Кондратьева
Читайте также