Есть имена, так неразрывно связанные друг с другом, что вспоминая одного, обязательно помянут и другого: Маяковский и Лиля Брик, Дали и Гала, Шагал и Белла, Лорен Бэколл и Хамфри Богарт.
Начинающую актрису и знаменитого актера соединил кинематограф. В 1943 году режиссер Говард Хоукс задумал снимать фильм по роману Хемингуэя «Иметь и не иметь» и на главную роль пригласил Хамфри Богарта, одного из самых знаменитых актеров того времени. На главную женскую роль у него кандидаток не было. «Я хочу найти девушку такую же дерзкую, как ты», – объяснял режиссер Богарту свои долгие поиски. Хорошеньких и молоденьких актрис было хоть отбавляй, но нужная не находилась. Режиссера выручила жена, увидевшая на обложке «Харперс базар» юное, необычайно красивое, умное, и очень серьезное лицо рыжеволосой красавицы. Ей было 19, но она казалась старше своих лет.
Бетти Джоан Перски родилась в Бруклине 16 сентября в 1924 в еврейской семье эмигрантов из Европы. Родители развелись, когда девочке было 5 лет. Образование Бэтти получила в частной школе. Повзрослев, она взяла на себя заботы о матери и служила моделью в еврейском магазине готового платья, а по вечерам подрабатывала билетершей. В 1942 ее пригласили работать моделью в «Харперс базар», где ее и заметила жена режиссера. Девушку пригласили на пробу и, несмотря на то, что актерского опыта у нее не было, утвердили на роль без колебаний. 4 месяца Бетти Перски, взявшая псевдоним Лорен Бэколл, занималась с педагогами, но, когда начались съемки, она не смогла произнести перед камерой ни слова.
«Наступил первый съемочный день, и я с утра уже была готовой пациенткой для психушки. Снимали всего одну сцену — мою первую в фильме, где я вхожу в комнату, где сидит Богарт, спрашиваю, есть ли спички, он мне их бросает, я прикуриваю, выразительно на него смотрю, благодарю, бросаю спички ему обратно и выхожу. Мы репетировали эту сцену много раз, но тут в самый ответственный момент я начала трястись. Рука тряслась, голова тряслась, сигарета, естественно, тоже. Чем больше я пыталась унять дрожь, тем становилось страшнее, и я начинала дрожать еще больше, и тогда я узнала, какой потрясающий человек достался мне в партнеры. Богарт старался шутками унять мою дрожь, и у него почти получилось — он прекрасно понимал, что я новенькая и напугана до смерти».
В Лорен невозможно было не влюбиться: она была честна, прямодушна, обладала прекрасным чувством юмора и невероятно красива. Когда стали снимать знаменитую сцену, где Бэколл учит Богарта свистеть, говоря низким, завораживающим голосом, глядя на него исподлобья огромными глазами: «Не нужно ничего говорить и ничего делать. Совсем ничего, просто свистни! Ты умеешь свистеть? Это так просто – сложить губы трубочкой и свистнуть», все сразу поняли, что Богги пропал. Удивительная магия фильма «Иметь и не иметь» в том и состоит, что Бэколл и Богарт не играют любовь, но живут и дышат ею.
Ему было 45 ей 19. Он родился в респектабельной семье знаменитого хирурга, она – в семье нищих еврейских эмигрантов. Он был знаменит – она начинающая актриса. У него за спиной служба в армии, 3 неудачных брака, а она только начинала свой жизненный путь.
В голливудских контрактах той поры всегда был особый пункт о моральном поведении актеров, и адюльтер мог стоить Богарту карьеры, которую он таким страстным, напряженным трудом вынянчивал долгие годы. Не красивый, с мрачноватым и неприветливым лицом, он долго, отчаянно и безуспешно пробивался к актерской профессии сначала в театре, потом в кино. И если бы «великий немой» не заговорил и не потребовались бы актеры с хорошими голосами, то в кинематограф он не попал бы никогда. Его первые герои это – люди с темным прошлым в гангстерских фильмах.
«Я кривил нижнюю губу, слова цедил сквозь зубы, шляпу надвигал на самые глаза, поднимал воротник пиджака и засовывал правую руку в карман, хватаясь за пистолет, прятался за углом или карабкался по крышам». Эти сомнительные персонажи с моралью, глубоко запрятанной в карман, много раз бывали биты, ранены, брошены за решетку, застрелены, повешены или посажены на электрический стул. Личная жизнь актера была под стать его карьере – 3 несчастливых брака с тремя неудачливыми актрисами.
Он стал знаменитым, когда ему было уже за сорок, снявшись в 1944 году в культовой «Касабланке», входящей во все списки лучших фильмов всех времен и народов. Впервые за долгую карьеру он сменил амплуа. Он играл одиночку, сдержанного и уверенного в себе мужчину в элегантном костюме, скрывающего мягкость и благородство за язвительными шуточками. Богги и в жизни походил на своего героя, и все кто его знал, были уверены, что Богарт может хорошо сыграть только Богарта.
В фильм «Иметь и не иметь» актер был приглашен уже в качестве высокооплачиваемой звезды, и он, так долго добивавшийся известности, не мог рисковать своей карьерой.
Богги пытался сохранить трещащий по швам брак, но все было напрасно. «Даже если я потеряю тебя, я не перестану любить тебя; ведь ты моя последняя любовь, и всю жизнь я буду оберегать тебя и помогать тебе, если тебе когда-нибудь понадобится помощь». Но помощь понадобилась ему самому, когда Хоукс на волне невероятного успеха фильма вновь опять приглашает Лорен Бэкол сняться с ним в паре.
Любовь побеждает все и через год влюбленные становятся мужем и женой. На свадьбе, повторяя слова: «и только смерть разлучит нас Хамфри Богарт», всегда насмешливый и сдержанный, он заливался слезами.
«Он дал мне все. Любовь, детей. Он дал мне саму себя. Эти четырнадцать лет стоили целой жизни. Я была неопытна, но знала одно: любовь должна быть настоящей». Она и была настоящей. Богги и Лорен и прожили вместе 14 счастливых, веселых, полных любви и согласия лет. Бэколл оказалась такой женой, о которой Хамфри не мог и мечтать, посвятив свою жизнь мужу, детям и дому. Они были счастливы, любили друг друга, воспитывали детей и были знамениты.
В 1956 году Богарт снялся в фильме «Тем тяжелее падение» и больше не снимался – ему поставили страшный диагноз – рак. Он был «крутым парнем» не только на экране, держался мужественно. Шутил, что так часто умирал на экране, что публика и сам уже поверили, что он бессмертен. Лорен не отходила от мужа до его последнего часа, став для него сиделкой, утешительницей и медсестрой.
Богарт быстро слабел, но раз в день на час Лорен открывала двери для друзей. Когда Хамфри уже не мог сам сходить со второго этажа, он втискивался в кухонных лифт, опускался к гостям и сидя в кресле, выпивал, шутил с друзьями, по-прежнему не выпуская сигарету изо рта, говоря, что теперь-то уж совсем нет смысла бросать курить.
Его не стало 14 января 1957. Для Лорен смерть мужа была страшным ударом. «Он был таким терпеливым и любящим, забавным и умным. Человек чести, живший в соответствии с десятью заповедями, совершенно не терпящий лжи. Он был самым потрясающим мужчиной, когда-либо ступавшим по этой земле».
На похоронах она положила в его могилу золотой свисток – напоминание о знаменитой сцене из «Иметь и не иметь»: «Ты знаешь, как нужно свистеть, неправда ли, Стив?..».
Ей было 33 года, но она подумала, что «вдова – это не профессия» и решила вернуться на экран. Но времена менялись и в 60-е на смену актерам и режиссерам «золотого века Голливуда» пришли другие герои и Бэколл почти не снимали. Она ушла в театр, и ее блистательная работа в спектакле «Аплодисменты» была отмечена премией Тони.
Дальнейшая личная жизнь у актрисы не сложилась. Она вышла замуж за актера Джейсона Робардса родила сына, но вместе они прожили недолго. Да это и понятно. «Если посмотреть на мои беды, то самая большая из них — та, что все счастье разом свалилось на меня в юности, и я больше никогда не смогла его вернуть. Я работала билетером в театре и спала в одной кровати с мамой в маленькой квартирке в Гринвич-Виллидж, когда режиссер Ховард Хоукс пригласил меня на кинопробу в Голливуд. Так началась самая блестящая глава моей жизни, которая закончилась со смертью моего мужа Хамфри Богарта».
Она красиво старела, не прибегая к услугам пластических хирургов. «Я думаю, что на лице человека находит отражение вся его жизнь, и этим нужно гордиться. Я заслужила каждую свою морщину. Сыр созревает с возрастом. Вино созревает с возрастом. Почему люди не могут созревать? Неужели все должны быть пластиковыми?». Она считала, что постоянное разглядывание себя в зеркале это не лучший способ изучать жизнь.
В 70 лет она с триумфом вернулась на экран и была занята до последних дней своей жизни. Лорен Бэколл, признанная Американским институтом кино одной из величайших кинозвезд в истории Голливуда, обладательница почетного «Оскара», двух «Золотых глобусов» и двух премий Tony Awards ушла из жизни незадолго до своего 90-летия 12 сентября 2014 года навсегда оставшись легендой.
Автор: Юлия Королькова
очень трогательно! Спасибо!
Все трое ми любимые ! Элизабет Тейлор самая женственная из всех кого я знаю (кстати, это фото неудачное). Зельдин ! Умница ! Помню его ещё с “Учителя танцев ” , ” Сказание о земле Сибирской ” Не старел !.И третья -талантливейшая !!
Вы, Юлия. пишете о жизни интересных людей. Всегда с удовольствием читаю . Дальнейших успехов. Благодарю .
Моя самая любимая актриса! Спасибо за прекрасную статью!
moi liubimii Bogart talant spasibo Vam
Юлия, благодарю Вас за прекрасные и познавательные, интересные и , написанные с такой любовью статьи.Радуйте нас и дальше.Очень рада, что совсем недавно я случайно прочитала Вас и теперь я Ваша поклонница. Творческих успехов и всех благ.С уважением Канышай.Казахстан.
Спасибо!
trogateljnaja statja