Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

“Лев, сын Радости”

07 мая 2024 / Главная / Важное
search
1

Во времена работы автором Jewrnal я познакомилась с Катериной Митиной-Трахтенберг, и у нас оказалось много общего, особенно любовь к журналистике. А затем Катерина раскрылась для меня с другой стороны — в качестве сценариста и режиссера. И с Б-жьей помощью в скором времени мы увидим ее первый полнометражный документальный фильм «Лев, сын Радости» (название — это перевод на русский язык еврейского имени главного героя), рассказывающий о Леониде Фридовиче Кацисе (1958-2022), феноменальном исследователе русско-еврейских культурных связей и много лет исполнявшем обязанности коэна в синагоге при МЕОЦ.

Катерина, у тебя очень необычная фамилия: Митина-Трахтенберг. Это твой псевдоним? Не каждый день встретишь человека, у которого в фамилии соединены русская и еврейская части.

Это не совсем псевдоним. Если можно так сказать, это исторически правильное написание моей фамилии. Когда я всерьез решила заниматься кино как искусством, мне захотелось, чтобы мое имя звучало так, как что-то максимально полно отражающее меня как личность и мою культурную идентичность. А поскольку я, как говорил мой научный руководитель Леонид Кацис, не отделяю себя ни от еврейской, ни от русской культуры, то мой псевдоним — это отражение данного самоощущения.

Получается, что помимо творческой биографии у тебя есть и научная?  Какую роль в формировании твоей идентичности сыграл твой научный опыт? Готовясь к нашей беседе, я нашла твои публикации по истории чешских евреев, а также выступления на разных конференциях.

По первому образованию я историк, закончила в 2012 году исторический факультет МГУ, в стенах которого я начала заниматься историей еврейского народа. Два года училась в аспирантуре на кафедре иудаики ИСАА. Но особую роль в формировании моей еврейской идентичности сыграли мои поездки в 2010 году по еврейским местам Чехии и Словакии вместе с центром «Сэфер», а также стажировки в Еврейском университете в Иерусалиме в 2011 и 2013 гг. Впечатления от Израиля, от чешских и словацких еврейских местечек и привели к желанию глубже изучить как историю еврейской части своей семьи, так и еврейского народа в целом. Будучи историком, я занялась этим профессионально: сидела в архивах и библиотеках, писала статьи, выступала на конференциях. И поэтому, хоть и небольшая, но научная биография у меня есть.

Как получилось так, что ты ушла из науки и стала заниматься кино?

На самом деле я всегда хотела заниматься кино, поскольку я по натуре человек больше творческий, нежели академический. Но мой подход к материалу, особенно сценарному, больше научный: как и в науке, для меня в кино самое главное — достоверность. Поэтому каким проектом я бы не занималась, я всегда провожу исследование той темы, по которой мне предстоит писать сценарий или снимать кино как режиссеру. Достоверность — это важная часть любого исследования. Неважно творческого или научного. Поэтому нельзя сказать, что я совсем ушла из науки (смеется). Но, как кажется, в кино я могу сказать гораздо больше.

Над чем ты сейчас работаешь и почему ты выбрала именно этого героя для своего будущего фильма?

Я работаю над созданием документального фильма под названием «Лев, сын Радости». Этот фильм рассказывает о жизни ученого-литературоведа Леонида Фридовича Кациса (1958-2022) – моего научного руководителя и очень близкого друга. Этот безусловно яркий и неординарный человек и исследователь сыграл огромную роль в моем становлении как личности. Но я всегда говорю: не человек выбирает тему, а тема человека. Поэтому, наверное, это было что-то свыше, что я буду заниматься этим фильмом. И кроме того, поскольку Леонид Кацис был очень близким и важным для меня человеком, я поняла, что должна сделать что-то значимое для его памяти.

Расскажи о вашем общении.

Мы познакомились в 2009 году в МГУ ИСАА на лекции по введению в иудаизм. Когда я пришла туда, то стала полемизировать с одним из студентов по поводу возможности иудео-христианского диалога. И в какой-то момент заметила, что лектор наблюдает за ходом нашей дискуссии, но не вмешивается. И когда мы закончили спорить, преподаватель (им как раз и оказался Леонид Фридович Кацис) подмигнул мне и после лекции предложил пойти вместе до метро. Позже мы много раз встречались на разных конференциях, где общались непринужденно и тепло. А в 2012 году Леонид Кацис стал моим официальным научным руководителем во время моего обучения в аспирантуре ИСАА. Позже, после того как благодаря ему я получила грант на стажировку в Еврейском университете, мы окончательно подружились. И для меня Леонид Фридович был человеком, общаясь с которым я знала, что все решаемо, все возможно и все получится. На мои страхи и панику он все время говорил «никакой проблемы нет», предлагая самые разные способы решения возникших у меня трудностей. Или же со свойственным ему напором бросался решать мои проблемы как свои собственные. Последний раз я разговаривала с Леонидом Фридовичем всего за четыре дня до его смерти, и мы планировали нашу будущую встречу. И когда по прошествии этих четырех дней я узнала о его уходе из жизни, это стало для меня огромным эмоциональным потрясением.

Кроме того, что это был твой близкий человек, что именно тебя в нем поражало?

Меня восхищало и восхищает до сих пор его фантастическая преданность своему Делу, его дотошность и скрупулезное отношение к материалу и фактам, стремление бороться за свою Истину, похожее на то, что было у ученых эпохи Возрождения. Но при этом Леонид Фридович был и оставался евреем и до последних дней служил своему народу как коэн и как просветитель. Не случайно главный раввин России, Берл Лазар, в нашей беседе назвал его «великим человеком».

Как понимаю, ты будешь снимать фильм, в том числе и в молельном зале МЕОЦ. Почему ты выбрала именно эту синагогу, а не, скажем, на Китай-городе или на Малой Бронной?

Потому что мой герой был коэном именно здесь, хотя начинал свой путь, как и многие, в те времена с синагоги на Китай-городе. Но большую часть жизни Леонид Фридович прожил именно в Марьиной Роще. И потому синагога МЕОЦ — это его пространство, его место.  А мне в картине важно использовать для съемок именно те места, которые имели отношение к его жизненному Пути.

Та самая достоверность, о которой ты говорила в начале?

Именно. Хотя бы потому что у нас документальный фильм, а не игровой. Но наша основная задача — передать ощущение присутствия ушедшего из этого мира человека. И потому мы фокусируемся на тех местах, которые имеют отношение к герою, потому что самое главное для нас – это достоверная передача ощущения от героя и от его жизни. Как мне чувствуется, это можно сделать только в тех местах, к которым он имел непосредственное отношение. Как, например, молельный зал в МЕОЦе или лаборатория мандельштамоведения в РГГУ.

Чем твой фильм будет отличаться от других документальных фильмов?

В первую очередь тем, что у нас весь фильм от первого лица, от лица главного героя — Леонида Фридовича Кациса. Он сам рассказывает о своей жизни. Мы не смотрим на него со стороны какого-то абстрактного рассказчика, а смотрим на его жизнь его глазами. Герой приглашает в путешествие по своей жизни. И весь фильм вы как будто идете с ним, слушая о том, что он говорит, и смотря то, что он вам показывает. Наши спикеры — это не рассказчики, как в других картинах, а комментаторы. Они комментируют, что говорит Леонид Фридович, вступая с ним в своеобразный диалог.

Что уже сделано для того, чтобы фильм, наконец, увидел свет? 

Полностью написан сценарий, проведена чистка аудиозаписей голоса Леонида Фридовича, нарисована раскадровка, получено разрешение на съемки от родных главного героя. В ноябре прошлого года мы сняли одну из сцен в РГГУ, провели финальный отбор локаций. За помощь в получении разрешения на съемки на некоторых из наших локаций хочу поблагодарить: главного раввина России Берл Лазара, директора МЕОЦа Мордехая Вайсберга, директора Еврейского музея и центра Толерантности Александра Бороду, а также ректора РГГУ Александра Безбородова. Кроме того, хочу поблагодарить творческую группу моего проекта: литературного редактора проекта и креативного продюсера Иоанну Делекторскую, моего соавтора в написании сценария Артема Худорбаева, оператора-постановщика Егора Чинилина, саунд-дизайнера Аделя Аюпова и художника-раскадровщика Мишу Крылову, моего юриста Екатерину Звегинцеву и моего неизменного помощника Ивана Буфеева, а также команду исполнительных продюсеров:  Елену Зоря, Валентину Черникову, Катерину Панкратову и Елену Ткачук. Отдельная благодарность Денису Филюкову (кинокомпания «Кинозавод»). Низкий поклон и благодарность родным Леонида Фридовича: его супруге Надежде Михайловне Гурович и его отцу Фриде Марковичу (זייל) за то, что поверили в проект и дали разрешение на его реализацию. Также коллегам и друзьям нашего героя за то, что согласились принять участие в фильме: это Надежда Бекетова, Михаил Лившиц, Михаил Гринберг, Юрий Орлицкий, Игорь Шайтанов, Александр Безбородов, Татьяна Горяева, Зеев Бар-Селла, Модест Коллеров. Без помощи и поддержки всех этих людей ни о какой реализации этого проекта не могло быть и речи.

Какая основная мысль твоего фильма, которую зритель должен вынести после его просмотра?

У Владимира Маяковского, которым, кстати, Леонид Фридович много и плотно занимался, есть стихотворение «Товарищу Нетте». В нем есть такие строки:

Мы идем
         сквозь револьверный лай,
чтобы,
       умирая,
                воплотиться
в пароходы,
            в строчки
                     и в другие долгие дела.

Это стихотворение о том, что после смерти человек никуда не уходит. Он остается в своих делах и трудах. И Леонид Фридович никуда не уходил. Он остался в своих работах, в своих друзьях и близких, в своих учениках. При этом я не выстраиваю фильм только на одной основной мысли. Каждый найдет что-то свое. Мои студенты, которые получают свой первый съемочный опыт, работая на моем проекте, увидели в истории профессора Леонида Кациса историю становления личности. Они понимают основную мысль как «никогда не сдавайся, и у тебя все получится». Люди постарше – размышление на тему жизни и смерти и о том, что останется после тебя, когда ты уйдешь отсюда в вечность. Очень хочется, чтобы после просмотра фильма зритель задумался о смысле своего существования на земле.

Спасибо за интервью и удачи в реализации фильма.

Благодарю.

Автор: Анастасия Бойко

 
Читайте также

Медиа

Шалом Америка 5776. Путешествие еврейских девушек в США

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11