В главе Торы “Шофтим” рассказывается о том, что, когда наши предки выходили на войну, особо назначенный коэн, священник, обращался к воинам со словами воодушевления: “Да не будет мягким ваше сердце, не бойтесь, не робейте и не страшитесь их!”
На первый взгляд, эти увещевания священника-политрука не очень понятны: легко сказать “не бойтесь”! Ведь это абсолютно нормально – испытывать страх и боязнь перед лицом опасности на фронте. Как человек может управлять своим страхом?
Однако, раз Тора говорит “не бойтесь” и формулирует это как предписание, повеление – значит, это вопрос решаемый и в той или иной мере подвластный выбору человека. Более того, сама мицва (заповедь), как манифестация Высшей воли, вкладывает в него силы, необходимые для ее исполнения.
Человек не может контролировать спонтанное возникновение пугающих мыслей у него в сознании, но может сделать выбор не обдумывать то, что пугает, а сфокусироваться на конечной цели, и тем самым избавиться от страха или по крайней мере ослабить его.
И это правило имеет отношение не только к области военного дела, но и ко всем нам даже в мирное время. Поскольку борьба наших предков за овладение Святой Землей и ее расширение является прообразом и моделью нашей деятельности в этом мире и нашего духовного воздействия на мир.
В процессе исполнения этой миссии мы зачастую сталкиваемся с вещами, которые нас пугают, которые кажутся непреодолимыми или представляют определенную опасность. Но если избегать пугающих мыслей, концентрировать внимание на позитивном и думать о конечной задаче – то мы будем в состоянии преуспеть.
Кроме того, уже само повеление Свыше “не бойтесь” дает нам силы для преодоления страхов.