Фраза, с которой начинается глава “Лех-леха”, уже давно завоевала любовь многих хасидских комментаторов, возможно, это вызвано тем, что за простыми на вид словами, в ней скрывается глубокий каббалистический смысл. Давайте же и мы с вами заглянем за завесу буквального значения этой фразы: “И сказал Г-сподь Авраму: Иди себе из страны своей, с родины своей из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе…”1.
Алтер Ребе – первый Ребе Хабада, автор книги “Тания”, говорит, что этот путь представляет собой два отдельных этапа, как сказано: “И шел он переходами своими…”2. Слово “переходы” в данной фразе стоит во множественном числе, а это значит, что переходов было минимум два. А именно: переход снизу вверх и переход сверху вниз. Рассмотрим их поподробнее:
Сверху вниз
Первоначальным именем первого из наших праотцов было имя אברם (Аврам), что расшифровывается, как אב – רם (Ав Рам) – “отец вознесенный”. В этом имени мы видим намек на аспект высочайшего интеллекта – “разум сокрытый от любого понимания”. И вот, с этой ступени Всевышний отправляет его “на землю, которую укажу тебе”, но ведь это же очевидный спуск (сверху вниз)! В результате этого спуска ему, из великого философа-отшельника предстояло стать великим просветителем языческих народов, что в свою очередь, вызвало изменение его первоначального имени, как сказано: “И не называться тебе впредь Аврамом (אברם), но будет имя твое Авраам (אברהם), ибо отцом множества народов дам стать тебе”3.
То есть, добавление к его имени буквы ה (“эй”) продиктовано именно его спуском из заоблачных высей вниз – в мир идолопоклонников, ради того, чтобы стать их “отцом”. То есть Всевышний, готовя Авраама к “глубокому погружению”, прежде всего, “приподнимает его” на более высокую ступень.
Нечто подобное мы можем увидеть на примере мудреца, пытающегося чему-то научить своего ученика, или просто положительно повлиять на него. Для этого мудрецу потребуются дополнительные знания, навыки и умения, именно те, которые отличают обычного мудреца от учителя. Ведь “знать” и “уметь объяснить” это, согласитесь, не одно и то же!
Классическим примером такого педагогического таланта, служит царь Шломо, о котором сказано, что любую мысль он умел объяснить тремя тысячами способов. В хасидизме поясняется, что любой аспект он мог “спустить” на 3000 уровней, и на каждом из этих уровней он мог подобрать для данной идеи подходящий образ. Это и есть та дополнительная мудрость, о которой мы сказали выше. Аналогично и в нашем случае с праотцом Авраамом: чтобы спуститься “от разума, сокрытого от любого понимания” до “земли, которую Я укажу тебе” и даже дальше – до “отца множества народов”, необходимо иметь дополнительную силу, в данном случае зашифрованную в букве ה (“эй”).
Мы с вами разобрали первый этап в служении Аврама: переход сверху вниз, но давайте не будем забывать, что таких этапов было два, а значит нам ещё предстоит рассмотреть второй его переход. Даже не утруждая себя проникновением в тайны Торы, не сложно понять, что отъезд из бандитского Харана, из дома отца-язычника в страну, которую сам Творец желает отдать тебе – это бесспорный подъём снизу вверх.
Снизу вверх
И хотя в эти годы примитивные кнаанеи начали вытеснять благопристойных потомков Шема с их законной земли, постепенно превращая Святую Страну в землю кнаанейскую. Но даже в это “смутное время” Земля Обетованная оставалось несоизмеримо более духовной, чем земли Ур Касдима и Харана, из которых в своё время вышел Аврам. Как сказано4: “По ту сторону реки (Ефрат) жили отцы ваши издревле: Терах, отец Аврама и…служили идолам”. Существует каббалистический комментарий, поясняющий, что под “той стороной реки” подразумевается аспект סטרא אחרא ( “ситра ахра”) – позиция “противоположной стороны” враждебно настроенной по отношению к Б-гу. Насколько же, должно быть ненавистно было Авраму 75 лет (!) находиться в подобном окружении. Поэтому, разумеется, указание Всевышнего срочно уйти “из страны своей, с родины своей из дома отца твоего” следует считать духовным продвижением Аврама снизу вверх.
Ихотя еще в Харане, живя с отцом-идолопоклонником, Аврам начал борьбу с язычеством, разбив всех идолов в доме Тераха, но настоящее служение Б-гу началось для него только после прихода в Страну Израиля. Так, если раньше люди в лучшем случае считали Всевышнего “Б-гом небес”, в том смысле, что “Б-г Сам по Себе, а мир сам по себе”, то теперь, после переезда Аврама в Землю Обетованную и благодаря его ежедневном усилиям, всем людям на земле стало понятно, что Вселенная и Б-г – это одно целое. Поэтому даже кнаанеи стали называть Творца “Б-гом Вселенной”.
Итак, подведём итог двух взаимосвязанных “переходов”: сверху вниз и снизу вверх, проделанных нашим праотцом Авраамом: Понял сам? Научи другого!
Чтобы осуществить продуктивный спуск сверху вниз – из области высокоинтеллектуальных теорий до самого-самого низа – до принятия этих идей невежественными грубыми людьми, нужно, вначале приобрести дополнительные знания, навыки и умения. Например, овладеть искусством превращать “знания” в доступные “объяснения”. И лишь теперь, “приподнявшись” над самим собой, можно начать долгий спуск на “землю, которую укажу тебе”.
А результатом данного спуска станет раскрытие Бесконечного Творца в нашем ограниченном материальном мире, как сказано в первых словах следующей главы об Аврааме: “И явил Себя ему Г-сподь…, а он сидел при входе в шатёр”.
Один день из жизни еврея
Отсюда становится понятным прозвище “еврей”, которое Авраам получил от его нееврейских соседей – עברי (“иври”) – “человек с той стороны”. И это, действительно так – ведь еврей всю жизнь сражается по одну сторону “баррикад”, а весь мир – по другую. К счастью, у каждого из нас есть наследие, полученное нами от Авраама – генетические еврейские упорство и оптимизм, ну и конечно же, его методы результативного служения Всевышнему. Никакого секрета в этих методах нет – вот они:
* Начало дня каждого еврея должно быть ознаменовано “переходом снизу вверх“. Речь идёт о “лестнице” молитвы: утренние благословения, затем Шма, Шмоне-Эсре – подъём ступень за ступенью. В этот момент, как раз и происходит исполнение Б-жественного приказа: “Иди себе из страны своей, с родины своей из дома отца твоего”, – то есть, ежедневная обязанность каждого из нас выйти за границы наших желаний, привычек, мыслей и эмоций. Только так возможно совершить восхождение снизу вверх, всё выше и выше.
* Лишь теперь мы смело можем приступать к нашим повседневным делам, то есть начинать свой вынужденный спуск сверху вниз за “куском хлеба” для себя и своей семьи “на землю, которую укажу тебе”. На этом этапе нужно быть особенно осторожным, так в эти часы Всевышний особенно пристально смотрит чего стоит каждый из нас. Ведь быть евреем в синагоге нетрудно, а ты побудь евреем на работе! Поэтому и говорится в хасидизме, что во время данного спуска не только раскрывается истинная сущность нашей души, но и происходит её рост, по отношению к прежнему уровню. Да ради одного только этого стоит ходить на работу!
На фронтах великой войны
Результатом этой работы, проделанной народом Израиля в обоих направлениях, станет явное проявление Б-жественности в эпоху Геулы – истинного и полного Избавления. Во время дарования Торы на горе Синай, явное раскрытие Б-жественности шокировало евреев, однако это была лишь малая толика того раскрытия, которое ожидает нас в дни Машиаха. Ведь в грядущем мире все духовное будет восприниматься на уровне материальной визуализации, как это подробно объясняется в книге “Шаар Аэмуна” (“Врата веры”).
А фундамент этого закладывается уже сегодня каждым из нас, во время нашей ежедневной работы в обоих направлениях духовного движения. Речь идет об изучениии Торы и исполнении Заповедей. Ведь вся идея Торы в движении сверху вниз, как сказано: “С небес ты слышал голос Его…”, а идея заповедей в “поднятии” материальных предметов снизу вверх до статуса “святости”.
Именно благодаря нашим постоянным усилиям “на обоих фронтах” мы с каждым днём всё больше приближаемся к цели нашего путешествия – к Третьему Храму в отстроенном Иерусалиме. Да исполнится это в скорости в наши дни!
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
Основано на маамаре Ребе, Суббота главы “Лех-Леха”, 5742 (1982) г.