Глава “Бегаалотха” начинается с повеления Всевышнего первосвященнику Аарону зажечь храмовую менору. Афтара, которую читают после этой главы, – отрывок из книги пророка Зхарьи – содержит видение, где менора представлена как символ еврейского народа. Чаши-светильники меноры символизируют душу – как сказано: “Свеча Б-га – душа человека”. И эти свечи следуют зажечь, – “будешь зажигать светильники”, – пробудить душу в каждом еврее и приблизить его к свету Торы.
Исходя из этого духовного символического понимания, можно истолковать все законы, связанные с возжиганием меноры. Рассмотрим два из них. Во-первых, “зажигание допустимо и чужим”, т.е. и не священник-коэн может зажигать храмовую менору. Согласно другому закону подготовку масла и светильников должен осуществлять только коэн и никто другой.
Первый закон символизирует то, что возжигание огня души в любом человеке – это не прерогатива группы избранных, это может сделать его ближний, кто бы он ни был. У каждого из нас есть право и на каждом из нас лежит обязанность приблизить другого человека к Небесному Отцу. Мишна учит нас: “Будь учеником Аарона,.. люби создания и приближай их к Торе”.
Но, с другой стороны, Тора учит, что подготовительные работы перед зажиганием должен выполнять именно коэн. На духовном уровне это означает, что каждый может оказывать влияние на свое окружение, но выбор средств в этом благородном деле дан не каждому.
Возможна ситуация, когда человек решит, что раз он должен помочь ближнему приблизиться к Б-гу, он сам может решать, каким образом это делать. И захочет адаптировать Тору во имя “приближения к Б-гу”, подгоняя ее под индивидуальные нужды этого ближнего. Именно в связи с этим Тора и предупреждает, что подготовка к зажиганию светильника разрешена не каждому, а лишь коэну.
У коэнов не было удела в стране Израиль, как сказано в Торе: “Г-сподь – его удел”. Иначе говоря, они были полностью отделены от материализма, всей их сущностью была служба Всевышнему. Это символизирует то, что лишь такие праведные люди – “люди Б–га”, могут подготовить свечу души, то есть указать путь ее возжигания. И уже вслед за этим, следуя указаниям этого духовного лидера, каждый человек может нести свет Торы другим людям.