Авторизация

×

Регистрация

×

ПЕСАХ | ПРАЗДНИК НАШЕЙ СВОБОДЫ

Кто кому служит?

01 февраля 2019 / Главная / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Книга Шмот / Мишпатим / Уроки главы
search
shie-d

На прошлой неделе я писал о важности порядка в жизни, планирования дня, распределения функций и правильной перспективы в нашей жизни – всего того, что Итро, первый гер в еврейском народе, преподал Моше, а Всевышний согласился с ним. Я получил много разных откликов, и среди них такой вопрос: «Почему именно в наше, столь развитое и прогрессивное, время, происходит сужение области нашей личной свободы? Как бы мы ни составляли наши планы, зачастую мы сталкиваемся с тем, что время заканчивается, что много дней потрачено зря, что хорошо составленные программы разваливаются…»

Первой машиной, которую я купил в Москве, уже давно, была «Волга». Вы знаете, что это за машина. Уже при температуре несколько градусов ниже нуля она не заводилась… Были и другие технические проблемы, и по совету друга я взял ссуду и сменил «Волгу» на новую европейскую машину, в которой также было удобнее возить детей. Как всегда, с новой машины сдувают пылинки и охраняют её от любого повреждения. Спустя несколько дней после покупки я приехал к центральной синагоге, тщательно припарковался, вышел, осмотрел машину… Когда я подошёл к синагоге, гость из Иерусалима – наблюдавший за моими манипуляциями – обратился ко мне: «Я могу сказать тебе по опыту владения многими автомобилями в моей жизни: машина должна служить тебе, а не ты – машине! Езди, вози детей, но не будь слугой машины, не принимай каждую царапину близко к сердцу».

*

Неделю назад мы читали главу «Итро», семнадцатую по счёту недельную главу Торы. Семнадцать – это гематрия слова «тов», «добро, хорошо». Царь Давид говорит в Теѓилим: «Хороша для меня Тора из уст Твоих, лучше тысяч серебряных и золотых». Тора – это добро, еврей, изучающий Тору и соблюдающий её, живёт жизнью добра.

Нынешняя недельная глава, «Мишпатим» – восемнадцатая. Восемнадцать – это гематрия слова «хай», жизнь. В силу чего именно глава «Мишпатим» символизирует для нас жизнь? Ведь на следующей неделе мы будем читать главу «Трума», в которой рассказывается о сооружении Мишкана, места для пребывания Шхины в этом мире. Почему же между рассказом о даровании Торы и повелением о сооружении Мишкана идёт перечень гражданских и уголовных законов?

Интересно, что первый закон, приведённый в этой главе, начинается словами «Если ты купишь раба-еврея…» Но в момент дарования Торы этот закон был неактуален! Еврей может стать рабом в двух случаях: или это бедняк, который может прокормить семью, только продавшись в рабство, или вор, который не может набрать денег, чтобы возместить украденное, и его продаёт суд. А ведь из Египта евреи вынесли много богатств, и никто из них не должен был ни воровать, ни обеднеть так, чтобы не мочь заплатить.

Чтобы получить ответ на все эти вопросы, вернёмся к предыдущей недельной главе «Итро» и посмотрим, что говорится там о понятии «раб». В первой из Десяти заповедей сказано: «Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из страны египетской». Рамбам пишет так: «Основа основ и опорный столб мудрости – знать, что есть Тот, Кто существует первым…» Но ведь первая заповедь не о том! И рабби Йеѓуда Ѓалеви спрашивает в книге «Кузари»: Почему Б-г представляется как Тот, кто вывел евреев из Египта, а не как Тот, кто сотворил мир – ведь это основа веры и значительно более впечатляющее деяние?

Раши тоже чувствовал трудность в этом стихе. Он объясняет наличие слов «который вывел тебя из страны египетской» так: «Вывод из Египта – достаточная причина того, чтобы вы были полностью подчинены мне». Любавичский ребе подчёркивает, что Раши пишет не просто «Моими рабами» (авадим), а «полностью подчинены Мне» (мешуабадим). Слово «эвед» на языке Торы может означать как «раб», так и «слуга». Евреи в Египте были рабами фараона. Из такого состояния Всевышний вывел евреев, чтобы они сейчас были полностью подчинены только Ему и смогли выполнять Его заповеди постоянно и последовательно.

Теперь мы можем вернуться к началу недельной главы Мишпатим. Там говорится, что еврей, проданный в рабы, должен служить своему господину только шесть лет, а затем выходит на свободу. Почему так? Почему рабство еврея не вечно и, в сущности, является не полным рабством, а служением? Потому что, говорит Тора (в книге Ваикра): «Ибо Мои рабы они, Я вывел их из страны египетской». Итак, первая заповедь недельной главы Мишпатим является продолжением первой из Десяти заповедей: Я Тот, кто вывел тебя, и ты полностью подчинён Мне, и не можешь быть полностью подчинён другому человеку! Вот почему после недельной главы с Десятью заповедями идёт недельная глава с «уголовными законами»: только по отношению к Всевышнему можно говорить о «полном подчинении», а человеку еврей может лишь служить, да и то не вечно, а только шесть лет.

*

Наш мир насыщен различными механизмами, приборами и приспособлениями, призванными облегчить нашу жизнь. Но надо помнить, что они изобретены, чтобы служить нам, они полностью подчинены нам – а не наоборот! Вот тогда мы сможем планировать нашу жизнь как должно, а не тратить мысль, речь и действие, деньги, время и силы на механизмы, на железо, которое существует ради нас, а не мы ради него. Не мы для машины, а машина для нас. Не тратить себя на то, что будет немодным и непрестижным через год. Не тратить себя на то, что предназначено лишь для того, чтобы тратить наше время. И конечно, не тратить себя на то, что вредит нашей еврейской душе.

*

Пятьдесят три заповеди содержатся в главе Мишпатим. Среди них – одна из самых важных заповедей в жизни общества: «Когда деньги одолжишь бедняку, который с тобой…» Комментарий «Ор ѓа-хаим» объясняет эту фразу: «Если у тебя есть больше денег, чем тебе нужно для твоих потребностей, так что ты в состоянии одолжить другим – знай, что это «деньги бедняка, который с тобой». Ты удерживаешь у себя деньги бедняка! Они, по сути, не твои!»

Мы читаем восемнадцатую недельную главу Торы, и в эти дни мы отмечаем восемнадцать лет с создания центрального благотворительного фонда «Керен Хая-Мушка». Я основал его в память о скончавшейся девочке Хае-Мушке, старшей дочери Главного раввина России р.Берла Лазара. Восемнадцать лет назад в фонде было всего-навсего восемнадцать раз по сто (1800) долларов. Но благодаря вам, благодаря всем людям доброй воли, фонд разросся и смог за это время помочь тысячам людей, удовлетворив их самые разнообразные нужды, включая сложные случаи. Фонд работает постоянно, его накладные расходы равны нулю: его сотрудники работают как волонтёры. Практически нет евреев в московской общине, которые не пользовались бы прямо или косвенно услугами различных отделений фонда.

«Когда деньги одолжишь бедняку…» Это заповедь. Это долг. Это обязанность. Одалживать деньги без процентов – это высшая форма благотворительности, даже выше подарка, так говорит «Шулхан арух». Но не каждый может найти бедного, найти у себя в кармане достаточно денег для ссуды, следить за выплатами… Для того и существуем мы, наш фонд. С нашей помощью каждый может принять участие в исполнении этой важнейшей заповеди, в самом главном, для чего мы живём – в помощи людям.

Гут шабес
Шия

Читайте также