С гламурно-гортензиевым Биаррицом меня примирили океан и синагога. Нарочитые красивости и искусственные прилизанности – это не мое. Более того, королевских дворцов я видела, смысла в них для себя не нашла. Из множества личностей, весьма мной уважаемых, посещавших городок в разные года хочется вспомнить Виктора Гюго (который надеялся, что “Биарриц никогда не войдет в моду”), Антакольского, Чехова, Шаляпина, Стравинского, Хемингуэя, Сару Бернар, Чарли Чаплина, Василия Аксенова и различных особ “голубых кровей” (которые мне не интересны). Многие из них упоминали Биарриц в своих письмах и произведениях.
Описать феерично мурчащий поток Б-жественной энергии, который люди называют океаном, невозможно. Для меня это было первое знакомство, и я не могу быть объективна, но теперь я безусловный поклонник этого Б-жественного проявления.
Я не буду писать про дворец в форме буквы Е (или Ш, в зависимости от стороны обзора), и про мостик построенный Эйфелем, и про баскские дома, сумасшедшего англичанина и русских эмигрантов.
Писать буду про евреев. Евреи – марраны появились в рыбацкой баскской деревне Биарриц в начале XVII века. Они бежали из Сен-Жан-де-Люз после произошедших там беспорядков. Судя по переписи населения, община состояла из двух тысяч человек. В 1942 году в городе проживало 168 еврейских семей.
Старых синагог (хотя они наверняка были) в городе не сохранилось. Тем не менее, синагога, в городе есть. И даже действует. Правда, только летом, в туристический сезон. Она обязана своим существованием трем людям. Один из них, скромный, интеллигентный и очень милый месье Авраам. Его отец был ашкеназ, мать – из сефардской семьи. Этот милый человек полностью восстановил синагогу, стоявшую закрытой около десяти лет. Побольше бы таких людей.
Двое других, о которых пойдет речь, это два еврейских мецената, которые в свое время в 1904 году купили землю и построили эту ашкеназскую синагогу. Один из них широко известный Лазарь Израилевич Бродский. Это был его последний благотворительный проект. За свои 56 лет он успел стать одним из ведущих сахаропромышленников, меценатом и филантропом. Товарищество сахарных заводов, которое он возглавлял, производило больше четверти всего производства сахара в России. На его деньги содержалась еврейская больница в Киеве, учреждения еврейского образования, Бактериологический институт, Хоральная синагога в Киеве. Он инициировал и финансировал строительство политехнического института в Киеве, Бессарабский крытый рынок и поддерживал развитие трамвайного сообщения города. Он был кавалером ордена Почетного легиона и ордена святого Владимира. Его дочь Валентина была последней женой Марка Шагала. После смерти мужа она не разрешила главному раввину Ниццы похоронить его на еврейском кладбище, и останки художника обрели покой в Сен-Поль-де-Вансе.
Другим меценатом был Яков Соломонович Поляков. Старший, из тех самых Поляковых, – банкиров, строителей железных дорог, бизнесменов. Яков Соломонович, видимо, строил эту синагогу для себя. И молился в ней до последнего дня.
По описанию писателя С. Званцева, Я. С. Поляков в конце жизни производил следующее впечатление: “Высок, с женственными манерами, узколицый старик с бородкой и усами, отличавшийся особой ловкостью и наигранной светскостью, позволявшей ему легко входить в контакт с представителями высшего света”.
Нет смысля перечислять все проекты и титулы (включая дворянский!) семьи Поляковых. Это бесконечный список судов – пароходов, паровозов и банков… Самым главным проектом этой семьи, для меня, безусловно, останется московская хоральная синагога, построенная на деньги и по инициативе брата Якова – Лазаря Полякова. Именно в ней, до последнего дня жизни, молился мой прадед Моше Залман Рубинчик и моя бабушка Софья Моисеевна Рубинчик. Но, это мои ценности. Другим проектом Лазаря Полякова была его внебрачная дочь – великая Анна Павлова. Этот проект представляет безусловную ценность для всех цивилизованных людей.
Впрочем, вернемся в Биарриц: синагога во время службы охраняется полицией (на всякий случай). Служба и субботняя трапеза были великолепны. В микрообщину странно, но гармонично вписался славянско-батюшкового вида светлый персонаж. Происхождением он баско-франко-бельгийско-какого-то, то есть, ну совсем не еврей, но хорошо ему с нами, и это очевидно.
Яков Поляков, наверное, не предполагал, что построенная им маленькая синагога будет действовать и спустя сто лет после его смерти. Он умер и похоронен в Биаррице. Две его дочери погибли в Биаррице от рук нацистов.
Во время войны синагога, естественно, была закрыта. Первая молитва после окончания войны, была проведена американскими еврейскими солдатами. После войны синагога действовала до начала 90х, потом была закрыта и восстановлена месье Авраамом.
Автор: Анна Нисневич
Читайте также