Среди праведников числятся не только крестьяне, священники, интеллигенты. но и представители самых высоких слоев аристократии, включая королевские семьи. Сегодня мы расскажем о благородной деятельности Елены – королевы-матери Румынии.
Дочь будущего греческого короля Константина I, праправнучка императора Николая I, принцесса греческая и датская Елена родилась в 1896 г. в Афинах и вышла замуж за румынского крон-принца, ставшего позднее королем Каролем II. Личная жизнь у них не сложилась, и еще до восшествия Кароля на трон, в 1928 г., супруги развелись. В 1940 г., в силу политических трудностей и отказавшись от требования порвать давнишнюю связь со своей любовницей, крещеной еврейкой Магдой Лупеску, Кароль II отрекся от престола, и трон занял сын Кароля и Елены, Михай. Елена переехала из Греции в Бухарест, в статусе королевы-матери.
Военно-политические конфликты были уже в разгаре и политические оппоненты румынского диктатора генерала Иона Антонеску, искали всяческого контакта с королевской семьей, надеясь на помощь и защиту. Разумеется остро встал вопрос о защите евреев. Летом 1941 г., когда евреев Бессарабии, Буковины депортировали в Транснистрию, главный раввин Румынии Александр Сафран просил о помощи главу православной Церкви патриарха Румынского Никодима. Никодим не смог повлиять на Антонеску и обратился к королеве-матери, которая сразу же прониклась горькой судьбой евреев. Королева вместе с патриархом обращались к разным влиятельным лицам, после чего напрямую обратились к немецкому послу и Антонеску. Увы, депортации остановить не удалось, но благодаря вмешательству Елены, по крайней мере, один человек был спасен – филолог и общественный деятель Барбу Лазареану. Отметим и роль самого короля Михая: он выразил решительный протест Антонеску в связи с Одесской резней и добился освобождения председателя румынской общины Вильгельма Филдермана.
В конце 1941 г., когда появились сведения о невыносимых условиях содержания евреев в гетто и лагерях Транснистрии, раввин Сафран снова обратился к королеве. Королева отправилась к вице-премьеруМихаю Антонеску и добилась разрешения посылать медицинскую помощь, одежду и питание евреям. Королева была столь озабочена судьбами евреев, что послала свою помощницу сообщить раввину о положительном ответе премьер-министра уже ночью, в сильнейший буран. В итоге тысячи еврейских жизней были спасены от смерти. Параллельно королева-мать предпринимала все усилия, чтобы не допустить депортации евреев из Регата (“старого королевства”) в польский лагерь Бельзец. Густав Рихтер, сотрудник штаба Эйхмана и эксперт по “еврейским делам” в Бухаресте, так оценил деятельность Елены: “Королева-мать заявила королю, что происходящее в стране с этим народом ужасно, что она не может этого больше выносить, тем более что ее имя и имя короля будут связываться с убийствами евреев, и что она останется тогда в истории как мать “Михаила Грозного”. Она недвусмысленно угрожала королю, что если депортации немедленно не прекратятся, она покинет страну… В результате король позвонил премьер-министру Антонеску, и состоялось заседание кабинета министров”.
В 1943-44 гг. королева сыграла немалую роль в принятии решения, позволяющего тысячам евреев, в т.ч. тысячам еврейских сирот вернуться в Транснистрию.
После войны и прихода к власти коммунистов королевская семья оказалась в эмиграции, сначала в Греции, потом в Швейцарии, где королева Елена и умерла в 1982 г.
11 марта 1993 г. королева-мать Елена была удостоена звания Праведника народов мира. Среди многочисленных наград 96-летнего короля Михая – две медали еврейской румынской общины.
Королева Елена вела себя мужественно, хотя и не рисковала жизнью, как другие праведники. Но главное, что все благородные действия осуществляли совместно королевская семья, патриарх Православной церкви и главный раввин. И такое единение можно называть уникальным.
На фото: королева Елена; королева и король Михай в изгнании